Водитель – пешеход: когда достигнем взаимопонимания?

By , 29/03/2012 16:12

В редакции «Лiдскай газеты» состоялась «Прямая линия» с участием начальника отдела Госавтоинспекции Лидского РОВД Александра Швакеля. В течение полутора часов лидчане задавали вопросы, касающиеся  организации дорожного движения в городе и районе. Наиболее актуальной проблемой, судя по количеству поступивших звонков, была и остается извечная тема «водители – пешеходы», и ей мы уделим особое внимание. А пока — об обстановке на наших дорогах сегодня. За первых два месяца этого года на Лидчине произошло 11 дорожно-транспортных происшествий, в которых получили травмы различной степени тяжести 14 человек.
Блиц-интервью с новым руководителем

На должность начальника ГАИ Александр Иванович Швакель был назначен в конце минувшего года, и прежде чем осветить проблемы, поступившие на «Прямую линию», мы решили представить Александра Ивановича лидчанам и попросили ответить на несколько наших вопросов.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родился и вырос в Лиде, закончил среднюю школу №7. После школы пробовал поступить в военное училище, однако судьба сложилась по-другому, и я пошел служить в армию — в Москву, в дивизию им. Дзержинского. С того момента и можно начать отсчет службы в милиции. Затем вернулся в Лиду и пошел работать в РОВД: сначала в патрульно-постовую службу, затем в уголовный розыск. В Госавтоинспекции я десять лет, с 2002 года.
— Как оцениваете сегодняшнюю обстановку на дорогах Лидчины?
— В данный момент она усложнилась. Вся проблема в том, что нет порой взаимопонимания между участниками дорожного движения. Очень много страдает на дорогах пешеходов, и в этом усматривается в том числе и их вина, так как многие руководствуются принципом «пешеход всегда прав», не задумываясь, что не всегда водитель транспортного средства может вовремя остановить автомобиль. Случается, попадают под колеса автомобилей, когда неосмотрительно перебегают проезжую часть, и делают это даже на трассе. Сложная обстановка складывается и с нетрезвыми пешеходами, а также с теми, кто в темное время суток не обозначает себя световозвращающими элементами. Однако не снимается вина и с недисциплинированных водителей, которые совершают наезды на людей прямо на пешеходных переходах.
— Что, по-Вашему, необходимо предпринимать для улучшения ситуации?
— На данный момент – это работа с пешеходами. Как я уже говорил, согласно статистике, их сегодня страдает значительно больше, чем водителей. И если с соблюдением скоростных режимов в последнее время мы улучшили ситуацию (например, за прошлый год на территории города и района нами было выявлено более 4500 фактов превышения водителями скорости движения, из них около 500 человек были задержаны повторно в течение года за превышение более чем на 20 км/ч, и практически все они лишены права управления), то теперь приоритет в нашей работе – это пешеходы. И хоть за нарушения правил дорожного движения мы привлекаем их к ответственности — а за прошлый год это более трех тысяч случаев (на 675 больше, чем в позапрошлом году), — пешеходы продолжают их нарушать. В ближайшем будущем увеличится размер штрафа, может, это заставит людей задуматься о безопасности.
— Что нужно сделать, чтобы уменьшить на наших дорогах количество нетрезвых водителей?
— Достучаться, наверное, до каждого, чтобы в сознании накрепко засело: употребление спиртных напитков и управление транспортом – несовместимые вещи. Ведь как получается? Выпил человек пятьдесят-сто грамм — он не сядет за руль, потому что еще все осознает, а вот когда уже выпьет больше, чувство опасности притупляется, и он думает: да что тут доехать, ничего не случится. Бывает, что и на спор могут сесть за руль подшофе. Вспоминаю один случай (это было года два назад): находился я возле здания Лидского РОВД, останавливаю автомобиль, а водитель его — в состоянии алкогольного опьянения. При выяснении оказывается, что они с другом поспорили: мол, тот проедет возле милиции, будучи нетрезвым. О чем тут можно говорить? Реально каждый должен понять и осознать, что реакция пьяного водителя в разы замедлена и своими действиями такой водитель может совершить непоправимое.
— А как к конфискации автомобилей относитесь?
— Вообще, положительно. Хотя сразу же возникает масса вопросов, если за рулем, например, находился не хозяин автомобиля. Здесь все четко должно быть отработано в плане законодательства. Но не думаю, что конфискация автомобиля может существенно изменить обстановку с пьяными водителями, ведь предусмотрены у нас за это и уголовная ответственность, и немаленькие штрафы, но все равно находятся те, с кем «встречаемся» мы неоднократно, даже после отбывания ими наказания в исправительном учреждении за повторное управление в нетрезвом состоянии транспортным средством.
— Какие основные новшества Вы бы внесли в ПДД?
— Обязательный ближний свет, обязательную сезонную смену резины, а также вернул бы пункт Правил, в котором пешеходам было предписано посмотреть налево-направо, прежде чем перейти дорогу. Да, сейчас пешеходы имеют преимущество, но ведь есть такие понятия, как техническая неисправность автомобиля, невозможность быстро остановиться перед резким выходом пешехода на проезжую часть, ведь всякое может быть, даже тормоза могут отказать, и каждый должен это понимать и беречь свою жизнь.

Подготовила Жанна ПИНЕВСКАЯ.

“Лидская газета” от 03.03.2012