СМОТРИ В ОБА!
Осенние холода всегда приносят с собой и ранние сумерки. Темнеть начинает еще в то время, когда многие возвращаются домой с работы, из школ и университетов, а автомобилисты — еще и за рулем. И в этой темноте водителям все труднее заметить перебегающего дорогу пешехода…
Статистика показывает, что световозвращающие элементы на одежде резко снижают количество ДТП с пешеходами. Да и водители в один голос говорят: человека с фликером видно на дороге гораздо лучше, и в случае опасности можно успеть вовремя затормозить.
К сожалению, в вопросах личной безопасности большую роль играет порой страх наказания, нежели стремление сохранить свою жизнь и здоровье. Немало водителей начали пристегиваться ремнем безопасности только из-за того, что «попались». У многих пешеходов также возникают вопросы, которые, казалось бы, возникать не должны. Формулировки самые разные, но смысл один: в каких случаях фликер необязателен, а в каких за его отсутствие штрафуют…
Видимо, должно пройти время, чтобы наличие фликера стало нормой, как заложенное в самом раннем детстве правило «посмотри налево, посмотри направо». А пока — помимо массированной информационной кампании — примерно 30 штрафов в сутки только в Минске за «невидимость».
Когда «должен», а когда «рекомендуется»
Согласно требованиям Правил дорожного движения (в частности, пункта 17.1), «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги и если он не движется по тротуару, ДОЛЖЕН себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу пешеходу лишь РЕКОМЕНДУЕТСЯ обозначить себя световозвращающими элементами.
Нужен ли фликер минчанину
В Минске фликеры можно заметить в основном на женских сумочках, детских колясках, рюкзаках школьников младших классов. В принципе столичные дороги хорошо освещены — и если пешеход идет по тротуару освещенной улицы без фликера, требований Правил дорожного движения он не нарушает.
В жилой зоне транспортному средству разрешается двигаться со скоростью не более 20 км/ч — это предписано ПДД, да и быстрее вряд ли поедешь из-за припаркованных на узких улочках автомобилей и трудностей при встречном разъезде, из-за ям и «спящих полицейских». В общем, водитель, двигаясь с малой скоростью, постоянно начеку, и у него ситуация под контролем… При возникновении малейшей опасности он успевает затормозить и избежать аварии.
Этого не скажешь о загородных трассах, где скорость основного транспортного потока 100–120 км/ч (в лучшем случае). Современные автомобили позволяют двигаться гораздо быстрее, и, к сожалению, некоторые водители забывают о безопасности и совершают ДТП…
Из объяснений водителей — участников аварий выясняется: выехав на просторную, хорошую трассу после городских заторов, трудного рабочего дня и «накрученных» нервов, у них возникало желание просто прокатиться с ветерком. Через некоторое время, когда монотонная поездка уже усыпила бдительность водителя, а скорость в 120 км/ч становилась привычной, при встречном разъезде и притом внезапно обязательно возникала какая-нибудь опасность в виде переходящего проезжую часть пешехода, движущегося велосипедиста или стоящего на краю проезжей части автомобиля. Почти во всех таких случаях водители обнаруживали опасность только перед самим капотом, не успевали даже применить экстренное торможение — и случалось ДТП. Меньше всего водитель ожидал вот такой встречи с пешеходом в десятках километров от города. А когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, не ориентируется ни в пространстве, ни во времени и шагает не обозначенный фликерами по дороге, не обращая ни на кого и ни на что внимания, а впоследствии оказывается пострадавшим в ДТП — это очень частая, увы, реальная картина для окрестностей Минска.
Когда водитель становится пешеходом
В ряде стран Западной Европы наличие в автомобиле жилета со световозвращающими вставками обязательно. Это продиктовано самой жизнью, и со временем мы также придем к такой норме. Однако в настоящее время в Беларуси обязанность иметь светоотражающий жилет для водителей имеет только рекомендательный характер.
Заметьте, что на полочке заднего стекла либо на спинке сиденья водителя, переднего пассажира 70–80% легковых автомобилей, которые ездят по Минску и по автодорогам около столицы, лежит светоотражающий жилет. Это при том, что его наличие — всего лишь рекомендация, и наложить административное взыскание из-за того, что этого жилета нет, мы не имеем права.
Однако имеется один нюанс: водитель, вышедший из автомобиля, автоматически может считаться в этом отношении пешеходом. Особенно если этот водитель будет ремонтировать машину где-нибудь на загородной неосвещенной дороге и курсировать — то к багажнику, то к капоту, то в салон… Тогда в отношении него может быть составлен протокол. И не стоит считать это придиркой инспектора ГАИ.
Кому платить штраф
Составить административный протокол в отношении пешехода-нарушителя имеет право сотрудник ГАИ или участковый инспектор милиции — и больше никто. Например, сотрудник патрульно-постовой службы милиции может выявлять нарушения, но ограничивается предупреждениями. Если есть необходимость, он подводит человека к сотруднику Госавтоинспекции, и уже тот протоколирует нарушение, имеет право убрать с проезжей части нетрезвого пешехода, доставить его в медицинское учреждение или в РОВД.
За отсутствие световозвращающих элементов в случаях, описанных в пункте 17.1 ПДД, предусмотрена административная ответственность — в соответствии со статьей 18.23 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 б.в. А за совершение такого нарушения в состоянии алкогольного опьянения — в виде штрафа до 5 базовых величин.
Житейская статистика
На данный момент с 1 января 2013 года на территории г. Минска в целом зарегистрировано 493 ДТП, в которых 36 человек погибли, 544 получили травмы различной степени тяжести. На территории Первомайского района Минска зарегистрировано 72 ДТП, в которых два человека погибли, 84 получили травмы различной степени тяжести.
Из общего числа ДТП в Минске 236 случаев — это наезды на пешеходов. Если сравнить статистику года текущего с аналогичным периодом прошлого года, мы увидим, что количество несчастных случаев с пешеходами на дорогах снизилось на 25%. Не исключено, что в этом есть и доля заслуги профилактики ДТП данного вида, а еще соблюдения строгих требований ГАИ к ношению фликеров пешеходами. Профилактическая работа дает положительный результат…
ЕКАТЕРИНА ЖУРИМСКАЯ, специалист по агитации и пропаганде ОГАИ Первомайского РУВД города Минска.
“Во славу Родины” от 26.10.2013