РЕПОРТАЖ: Пешеходы-камикадзе vs водители

By , 22/12/2016 01:19


Нынешняя осень сотрудникам Госавтоинспекции Витебской области запомнится надолго: такого количества жертв на дорогах при ежегодной тенденции к их уменьшению не было уже давно. В Новополоцке молодой водитель насмерть сбил пенсионера, а в другом ДТП в этом же городе лихач по встречке попытался обогнать остановившиеся перед “зеброй” авто и наехал на группу пешеходов. Погибла 9-летняя девочка, ее старшая сестра и еще мужчина попали в больницу с травмами. Под Лепелем фура сбила ночью лежавшую на дороге женщину, в Миорах погиб молодой пассажир автомобиля, который врезался в дерево. В Оршанском районе и вовсе был вопиющий случай: лихач на BMW сбил на “зебре” семейную пару: мужчину – насмерть, женщине оторвало часть ноги, а сам виновник скрылся с места ДТП. Витебск трагедии тоже не обошли стороной.

Поэтому был разработан комплекс мер по стабилизации обстановки: акции по информированию граждан, усиленный вариант несения службы, другие мероприятия по обеспечению безопасности. Начиная с 25 октября не только инспекторы ДПС, но и сотрудники всего управления ГАИ ежедневно несут службу вблизи пешеходных переходов в вечерние часы пик, чтобы хотя бы своим присутствием дисциплинировать и пешеходов, и водителей. Есть ли эффект и что думают сами участники дорожного движения об участившихся авариях, все это корреспондент БЕЛТА выясняла, отправившись вместе с сотрудниками отделения агитации и пропаганды управления ГАИ в рейд по улицам Витебска.

Омываемая дождем и мокрым снегом (из-за пронизывающего ветра влага все равно проникает под полы дождевика), жду заветный микроавтобус ГАИ, настраивая себя на продуктивную работу. Хоть и неприятно проводить так вечер, зато подобные погодные условия идеальны для нашей “вылазки”. Именно в темноте, когда видимость ухудшается еще и серой пеленой осадков, на дорогах скользко, а пешеходы, скрываясь от ветра и дождя под капюшонами и зонтами, вообще по сторонам не смотрят, происходит больше всего нарушений, нередко – с серьезными последствиями.

“Предсказать, где высока вероятность трагедии, невозможно. Есть, конечно, статистика – в последнее время, например, по Витебску обострилась ситуация на пешеходных переходах. Еще много неучетных случаев – во дворах домов, на парковках, где пешеходы в результате наезда отделываются легким испугом или небольшими травмами. Но при этом нашей самой главной заботой остаются дети и пожилые – именно они чаще всего становятся жертвами ДТП”, – говорит временно исполняющий обязанности начальника отделения агитации и пропаганды Александр Казючиц. Он в этом рейде за рулем. А вместе с ним в машине еще инспектор отделения Вера Руммо и инспектор по дознанию батальона ДПС ГАИ Виталий Черемных.


В рейд выезжаем только в половине седьмого, когда основной поток людей с улиц схлынул, но машин по-прежнему много. Первым делом направляемся на проспект Фрунзе, который в октябре побил все рекорды по числу серьезных ДТП с участием пешеходов.

Вечером 7 октября на “зебре” в районе третьей городской больницы водитель авто “Фольксваген Пассат” не учел погодные условия и сбил 58-летнюю горожанку. Что примечательно, на этом переходе как раз установили светофор, но в момент аварии он еще не работал. Неделю спустя женщина получила серьезные телесные повреждения на нерегулируемом пешеходном переходе возле инфекционной больницы. Здесь же при аналогичных обстоятельствах 25 октября утром женщина-водитель на “Мазде” сбила другую жительницу Витебска, вечером пострадавшая умерла в больнице. Областная Госавтоинспекция ходатайствует об установке и на этом участке светофорного регулирования.

Вспоминается напутствие перед нашим выездом начальника управления ГАИ Владимира Назарко – обязательно поговорить с пешеходами и водителями: почему они забывают про правила и надеются на авось? “Беспечность пешеходов – большая проблема. Не заботятся о себе, не думают о последствиях. Считают, что, находясь на пешеходном переходе, имеют преимущество. Да, водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Но вместе с тем пешеход тоже должен убедиться, что выход на проезжую часть безопасен. Транспорт не может затормозить мгновенно”, – таковы аргументы начальника ГАИ. Но насколько с ними считаются участники дорожного движения?


Останавливаемся возле “зебры” недалеко от областного диагностического центра, где несет службу один из нарядов. Старший госавтоинспектор отделения технадзора и профилактики межрайотдела ГАИ Дмитрий Соловьев по нашей просьбе тормозит легковушку, чтобы пообщаться с водителем. У молодого человека по имени Олег стаж вождения уже 10 лет. За это время, по его признанию, в ДТП попадать не доводилось, но однажды зазевался и не пропустил пешехода на “зебре”. Зато его ошибку заметил инспектор ГАИ – пришлось платить штраф. С тех пор Олег стал еще более внимательным. “Когда я бывал в России, в частности, в Смоленске, Рудне, то заметил, что там у водителей с пропуском пешеходов дела получше, чем в Витебске: едва человек приближается к проезжей части, машины тормозят. Еще хотелось бы сказать, что, хоть водитель и обязан снизить скорость перед пешеходным переходом, всякое случается – неисправность автомобиля, человеческий фактор, еще что-то. Есть правила дорожного движения, а есть правила жизни. И лучше соблюдать и те, и другие”, – заключает собеседник.

Подежурив еще немного на этом участке, убеждаемся, что даже присутствие сотрудников в форме не всех водителей побуждает к пропуску пешеходов. В целом же (как позже сообщил Александр Казючиц) по итогам этого вечера в Витебске за данное нарушение к административной ответственности привлечены 12 водителей.

Но вот что интересно: в какой именно момент считается, что водитель не уступил дорогу пешеходу? Когда человек уже ступил ногой на “зебру” или еще мнется в ожидании на краю тротуара? “Не факт, что человек на тротуаре собирается переходить дорогу. В остальном же есть спорные моменты. В правилах сказано, что пешеходный переход – это участок повышенной опасности, где водитель должен снижать скорость настолько, чтобы иметь возможность применить экстренное торможение при необходимости. А конкретно в пункте 116 ПДД прописано: на нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть”, – комментирует Виталий Черемных. Именно этим многие пешеходы и аргументируют свою сомнительную правоту, когда шагают на “зебру” в метре от приближающегося авто – “потому что, по правилам, он должен остановиться”.

Разобравшись в этом вопросе, отправляемся изучать другие права и обязанности пешеходов на городскую окраину – в район Тулово. В самом Витебске осталось не так много мест, где отсутствуют тротуары. Зато в Тулово есть участки, где пешеходам приходится идти по краю проезжей части, а значит, в темное время суток они должны обозначить себя световозвращающими элементами.

“Кстати, а пешеходный переход считается местом, где нужно носить фликер?” – интересуюсь у своих попутчиков.

“Нет, такого в правилах не сказано. Но при переходе дороги вне пешеходного перехода рекомендовано обозначить себя фликером”, – отвечает Виталий Черемных.

Подъезжаем к остановке общественного транспорта и сразу же видим, как из автобуса выходит женщина и собирается переходить дорогу “коротким путем”, то есть в неустановленном месте. Вот только в этот вечер ей не суждено стать нарушительницей. Впрочем, настоящей профилактической беседы тоже не выходит: похоже, для женщины это скорее неприятный инцидент, чем наука на будущее. Зато нарушитель, которого замечаем идущим вдоль обочины без фликера, точно запомнит урок. За то, что “забыл” надеть светящися браслет, который у него оказался в кармане, Александр теперь должен будет выплатить штраф.

Пока инспектор составляет протокол, в нашу сторону движется еще одна не обозначившая себя в темноте местная жительница. Гульнара заверяет, что фликер остался висеть на другой сумке, и вообще, она не рассчитывала, что задержится до темноты. “Сколько тут живу, ни разу ни в какие аварии не попадала. Тут и машин-то немного бывает. Но я обязательно буду носить фликер – завтра же куплю”, – заверяет женщина. На что ей советуют вместо малоэффективных брелков использовать браслеты, которые делают человека заметным со всех сторон.

“Самые дисциплинированные по части использования светоотражателя – жители в районах. В школах даже учет ведется: следят, чтобы каждый ученик был обозначен. И еще учителя всегда носят – подают пример. В городах мест, где по правилам ношение фликера обязательно, немного. Но любой водитель скажет, что никому это лишним не будет. Бывает, едешь, отвлечешься, но какой-то движущийся блик заставит присмотреться – оказывается, пешеход перебегает дорогу. И лучше, если фликеров будет несколько: на обеих руках, ремне, рюкзаке. Производители детской одежды и спортивной одежды и обуви часто используют световозвращатели при пошиве – стильно и безопасно”, – поясняет Вера Руммо.

Тем временем мы возвращаемся в город для, так сказать, контрольного круга. Но на улицах пешеходное движение к этому времени почти совсем стихло.

Вдруг, когда наша поездка уже приближается к концу, и я, расслабившись на заднем сиденье “микрика”, мысленно отогреваюсь горячим чаем в собственной квартире, машина резко тормозит. Что случилось? Вглядываюсь в окна и вижу, что мы стоим перед пешеходным переходом, несмотря на зеленый свет для транспорта. А с противоположной полосы на тротуар бегут два человека. Виталий Черемных выскакивает из салона и спешит вдогонку, но нарушители растворяются в темноте дворов жилых домов. А если бы догнал, штраф обоим горе-пешеходам грозил бы немаленький: ведь это не просто переход дороги на запрещающий сигнал светофора, но и создание аварийной ситуации, поскольку нам пришлось резко тормозить.

И все же в голове не укладывается: как можно вот так нарушать правила прямо перед автомобилем, рискуя жизнью?! Видимо, недоумение настолько явно читается на моем лице, что вернувшийся в машину инспектор спешит прокомментировать: “Дело не во фликерах, не в светофорах. Хоть на каждом переходе их поставь – проблемы так не решить. Она в головах людей. Вот таких, у которых нет никакого инстинкта самосохранения, которые бегут через дорогу не глядя, а если будут сбиты, но останутся живы, еще и повозмущаются, мол, “водитель меня не видел что ли, это он должен остановиться”. Пока каждый участник дорожного движения не поймет, что от беды его убережет только собственная бдительность – ничего не изменится. Будут аварии, будут гибнуть люди и винить друг друга, хотя потерянного уже не воротишь”, – резюмирует Виталий Черемных.

Мне же подумалось, что начать профилактику можно и с малого. Например, провести серьезную беседу с родными и близкими, особенно родителями, чем я и завершила свой вечер.

Екатерина КНЯЗЕВА, фото автора и из архива ГАИ УВД Витебского облисполкома.

belta.by от 01.11.2016