Пешеходы на трассе: чем лучше обозначить себя в темноте? Мы пробовали

By , 26/12/2013 16:49
Страшный сон любого водителя: темным вечером по заснеженной трассе бредет человек. А ведь это стандартная картина для Беларуси в эту пору года: мы предпочитаем носить немаркую одежду темных тонов, а идем не по обочине – по самой трассе. Вот только выходя на дорогу в темной одежде и без фликера, мы рискуем. Законы физики никто не отменял, и водитель, увидев пешехода в нескольких метрах, не успеет среагировать и избежать наезда.
 
AUTO.TUT.BY решил провести эксперимент: что поможет себя обозначить пешеходу – фликеры, полоски или брелки? Можно ли заменить световозвращающий элемент специальной игрушкой или фонариком?
 
Для испытаний закупили разные светящиеся и световозвращающие элементы, нарядили одного из репортеров в темную одежду: черные штаны и куртку – и отправились за город. Инспекторы ГАИ Минского района по нашей просьбе нашли темный неосвещенный участок дороги и помогли с замерами, консультациями и историями из жизни.
 
Во время эксперимента пешеход двигался в попутном потоку автомобилей направлении: в ГАИ говорят, что, вопреки ПДД, так делает большинство.

Фликеры – это световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода или велосипедиста в темное время суток. В дословном переводе с английского означает “мерцание, колеблющийся свет, вспышка”. Фликер состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность, и выпускается в виде полосок ткани, специальных жилетов, ленточек, наклеек, брелков, значков, термонаклеек и других вариантах. Все фликеры обладают световозвращательной способностью с простым принципом действия – свет фар, попадая на специальную поверхность светоотражателя, преломляется и отражается с очень высоким коэффициентом обратно в сторону автомобиля. Процесс светоотражения происходит в миллионах микропризмочек поверхности фликера, что усиливает эффект отражения. Иными словами, пешехода с световозвращателем даже на неосвещенном участке дороги фары все равно “выхватят” издалека – и у водителя будет шанс остановиться.

 

Практика
 

Полоски или самофиксирующиеся браслеты
 
В первую очередь мы решили проверить световозвращающие полоски или, как их еще называют, самофиксирующиеся браслеты. Купить ленты разных цветов можно где угодно: от крупных универмагов до киосков “Белсоюзпечати”. Цена вопроса – 5400 белорусских рублей.
 
– Лучше всего приобретать полоски белого и лимонного цвета – они наиболее заметны. Предпочтительнее закрепить самофиксирующиеся браслеты на левом и правом рукавах, а в идеале – и обеих штанинах. Некоторые, особенно этим грешат дамы, полоски крепят в виде брелка на сумочке – в таком случае его бывает не видно, – рассказывает старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ УВД Минского райисполкома Надежда Стром.
 

Репортер крепит полоски на рукавах куртки и отправляется в путь. 50, 100, 150, 200 метров. На расстоянии 250 метров видны едва заметные точки – распознать объект водитель не сможет, но обратит внимание.  

Брелки
 
Световозвращающие брелки и подвески стоят до 4 тыс. рублей. Как оказалось, они наименее эффективны. Мы закрепили их на капюшоне репортера, еще один брелок он взял в руку. На расстоянии 50 метров его еще можно было различить, но уже на отметке в 70 метров он пропал из вида.
 
При движении со скоростью 60 км/ч тормозной путь автомобиля на сухой дороге составляет 23 метра, на мокрой – 30 метров, на обледенелой трассе – 116 метров. Водитель, возможно, сумеет распознать объект и избежать наезда – но только не на заснеженной трассе.
 

– Если уж пешеход оказался на трассе с таким фликером, то лучше всего закрепить брелок или подвеску на уровне колена – так он может слегка увеличить свои шансы, – комментируют сотрудники ГАИ.  

Сигнальный жилет
 
Сигнальный жилет в Минске можно купить за 35-50 тыс. рублей.
 

Корреспондент накидывает на куртку жилет ярко-желтого цвета с символикой AUTO.TUT.BY и световозвращающими полосками и уходит. 200, 250, 300, 350 метров – впереди светятся яркие полоски, у пешехода есть шанс привлечь внимание водителя и остаться в живых.   

Наши сопровождающие говорят, что жилет, пожалуй, наиболее эффективен, и его наличие необходимо не только пешеходам.
 
– Я бы законодательно ввел – наравне со знаком аварийной остановки, аптечкой и огнетушителем – обязательное наличие сигнального жилета у водителей, – отмечает командир взвода ОГАИ УВД Минского райисполкома Дмитрий Корсак. И приводит в пример страны Европы, где штраф за отсутствие жилета составляет от 25 евро в Болгарии до 600 евро в Португалии. А самая высокая планка штрафов в Бельгии – почти 1400 евро.
 
Инспекторы рассказывают, что примерно в 5% случаев наезды совершаются на людей, стоящих у автомобилей, припаркованных на обочине.
 
– Спустило колесо, остановился поменять – кто тебя в темноте увидит?
 
Авария на трассе М1 это подтверждает: водитель Volkswagen сбил парня и девушку, оказывающих помощь сбитому велосипедисту – он просто не увидел их вечером на темной трассе. Фото: ADAC
 
Игрушка
 
Все чаще на улицах можно увидеть детей, к рюкзачкам или одежде которых прикреплены светящиеся шарики-стробоскопы. Эти игрушки нельзя назвать фликерами – у них совершенно другой принцип действия, – но выполняют они ту же функцию: обозначают пешехода в темноте.
 
Стоимость игрушек варьируется от 30 до 100 тыс. Мы купили не просто светящийся шарик: игрушка вибрировала и издавала громкие звуки. Вряд ли подойдет для повседневного использования ребенком, но для нашего эксперимента – вполне.
 
Корреспондент, держа “безумный шар”, отправляется вперед. Его видно и на расстоянии 50 метров, и через 250. Распознать, что впереди – автомобиль ГАИ с “люстрой” или человек, невозможно, но внимание привлекает.
 
Фонарик
 
Обычный китайский фонарик был куплен за 30 тыс. рублей. Использовать его во время эксперимента мы изначально не планировали, но решили попробовать – может, он заменит фликер.
 
Пешеход снова идет по дороге. 50, 100, 150 метров. Расстояние 200 метров для фонарика – предел, и только если светить им все время в обратном направлении.
 

 

Итоги
 
Напоследок мы решили проверить, на каком расстоянии можно увидеть нашего пешехода в темной одежде на темной дороге без фликеров и специальных устройств. Распознать человека все присутствующие смогли на отметке в 20 метров. Пройдя еще 10 шагов, коллега стал неразличим.
 
– В таких условиях водитель не успеет за доли секунды распознать человека, просчитать варианты и среагировать – нажать на тормоз или вывернуть руль. Избежать наезда практически невозможно, – отмечают в ГАИ. Итоги эксперимента – у пешехода есть шанс оказаться замеченным, если есть хотя бы небольшой фликер. Без каких-либо светящихся или световозвращающих элементов человек в темной одежде на темной дороге рискует оказаться под колесами.
 
К сожалению, и фликеры не всегда спасают жизнь. Совсем недавно на трассе Минск – Гомель Audi A4 насмерть сбила на переходе бабушку с 5-летней внучкой. И ребенок, и женщина были обозначены световозвращающими элементами. Инспекторы ГАИ предостерегают: фликер может дать ложное ощущение безопасности, поэтому нельзя пренебрегать Правилами дорожного движения – двигаться пешеходу необходимо по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине, навстречу движению транспортных средств. И доверять инстинкту самосохранения.
 
Статистика
 
В УГАИ МВД РБ уверены: кампания по популяризации использования световозвращающих элементов в темное время суток, стартовавшая еще в 2007 году, эффективна. Нам доказывают это на примере статистики.
 
Год
Количество ДТП с участием пешеходов
Погибшие пешеходы
2006
2056
601
2007
1799
486
2008
1664
456
2009
1538
397
2010
1374
375
2011
1331
379
2012
1099
314
auto.tut.by от 06.12.2013