Обозначен в темноте – значит обезопасен

By , 05/11/2014 22:51

slide01С 6 по 20 октября в стране проходит республиканская акция «Стань заметней в темноте!». Основное внимание сотрудников Госавтоинспекции приковано в это время именно к вопросам безопасного нахождения в темное время суток на дорогах пешеходов, велосипедистов, возчиков гужевых повозок. О проблемах дорожного травматизма и принимаемых мерах по его профилактике мы беседуем с начальником Берестовицкого РОВД Александром Маркевичем.

– Начну с того, — отметил Александр Васильевич, — что к этому опасному периоду, который окрестили «черной осенью», сотрудники нашего отделения ГАИ готовятся всегда заранее. Ежегодно в августе в каждом сельском Совете они организовывают акции по безвозмездному оборудованию велосипедов и гужевых повозок световозвращающими элементами. При этом ведется и разъяснительная работа, приводятся статистические данные о ДТП, совершенных в темное время, и, в частности, по причине отсутствия фликеров. Широкая пропагандистская кампания ведется и в местных средствах массовой информации. Следует отметить, что активная пропаганда использования световозвращающих элементов пешеходами в темное время суток началась в Беларуси в 2006 году. Уже за первый год использование фликеров показало свою эффективность. Если в 2006 году с участием пешеходов в темное время суток было совершено более 2 тыс. ДТП, то в 2007-м — 1,7 тыс. За это время число погибших пешеходов в темное время суток снизилось на 115 человек — с 601 до 486. С каждым годом показатели аварийности и гибели пешеходов в темное время суток сокращаются. В 2012 году произошло почти 1,1 тыс. ДТП, в которых погибли 314 человек. В 2013 году смертельные травмы в ДТП получили 293 пешехода.

– Тем не менее, почти каждый день в республиканских средствах массовой информации появляются все новые сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов. И большинство таких ДТП происходит в темное время суток. Что, на Ваш взгляд, следует знать, прежде чем выйти на дорогу в вечернее или ночное время?

– С наступлением сумерек и в ночное время очень важно, чтобы все участники дорожного движения обращали самое серьезное внимание на проблему видимости на дорогах. Несмотря на то, что дороги в такое время, как правило, «разгружаются», тем не менее, по статистике, четвертая часть всех дорожно-транспортных происшествий с причинением телесных повреждений происходит именно в условиях недостаточной видимости. Только в сентябре в целом по стране произошло 153 наезда на пешеходов, 52 наезда на велосипедистов и 4 — на гужевой транспорт. Темнота уменьшает нашу способность к восприятию цветовой гаммы, скорости и расстояния. В частности, по оценке специалистов, острота зрения ночью составляет лишь 20-30 процентов от той, которая присуща человеку в дневное время. Таким образом, препятствия на дорогах в темноте могут быть обнаружены значительно позже. Здесь речь идет в первую очередь о пешеходах и велосипедистах. Многих происшествий можно было бы избежать, если бы эта категория участников дорожного движения своевременно оказалась заметной водителям. Одетые в темное пешеходы в условиях плохой видимости могут быть замечены водителем при ближнем свете фар лишь с расстояния 25-30 метров, в то время как те, у кого на одежде есть световозвращающие элементы, становятся заметными со 130-160 метров.

– Александр Васильевич, напомните, пожалуйста, где и как должны передвигаться пешеходы, и, в частности, в темное время суток?

– Правила дорожного движения обязывают пешеходов двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине. В сложных погодных условиях, когда по обочине передвигаться невозможно, разрешается идти по краю проезжей части и только навстречу движущемуся транспорту. В таком случае при ограниченной видимости и в темноте пешеход обязан обозначить себя световозвращающими элементами. Но здесь хочу обратить внимание читателей на то, что использование фликеров не дает права нарушать ПДД и безосновательно выходить на проезжую часть. И главное, чтобы световозвращающий элемент, как говорят, на «все сто» выполнял свою профилактическую роль. На практике, к сожалению, нередко случается, что фликер человек вроде бы и носит, да эффекта от него почти никакого, потому что он закрыт складками одежды или еще каким-то другим образом. Особенно хотелось бы обратиться к женщинам, которые прикрепляют фликеры к сумочке. В таком случае – это скорее элемент декора, и заметить его тоже не всегда возможно. Лучше все-таки располагать световозвращающие элементы так, чтобы они действительно были хорошо заметны в темноте.

– Как в целом Вы оцениваете ситуацию с пешеходами и велосипедистами в плане безопасности у нас в районе?

– В последнее время, пожалуй, наметилась тенденция к улучшению. Все больше пешеходов понимают необходимость использования световозвращающих элементов. В соответствии с правилами оборудуются и велосипеды. Хотелось бы посоветовать только велосипедистам, особенно тем, которые ездят в темное время суток часто, дополнительно надевать на себя светоотражающий жилет. В таком случае их заметность будет надежно обеспечена. Но говорить о том, что проблема в этом плане у нас решена полностью, еще не приходится. Ежедневно наши сотрудники привлекают к административной ответственности до 10 пешеходов и велосипедистов, за то, что они нарушают Правила дорожного движения, не обозначив себя в темноте. Напомню, что за нарушение ПДД пешеходами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до трех базовых величин. Если же пеший участник в момент совершения правонарушения или велосипедист находится в состоянии опьянения, штраф возрастает до пяти базовых величин.

Сергей Хилюта.

“Бераставіцкая газета” от 11.10.2014