НУЖЕН ЛИ ФЛИКЕР? ГОСАВТОИНСПЕКТОРЫ И ЖУРНАЛИСТЫ ВЫЯСНЯЛИ ВМЕСТЕ.
Многие пешеходы считают требование носить фликеры прихотью сотрудников ГАИ. И уверены: водитель заметит их в свете фар даже без световозвращающего элемента.
Совместно с сотрудниками районного отделения ГАИ мы на практике проверили эффективность фликеров, и как часто берут их с собою пешеходы.
Сбор назначен на 18. 00 возле районного отдела внутренних дел. Сегодня рейд у нас многочисленный, – отмечает старший инспектор по административной практике Пётр Тращенко. За рулём инспектор дорожно-патрульной службы Константин Бондарев, а на дороге будем работать ещё с одним инспектором Юрием Шуком. На трассу выезжаем, когда потемнело. Объезд решаем начать с центральной улицы в райцентре – Советской.
– Автомобили двигаются с включенным светом фар – значит, самое время надевать фликер, – поясняет Пётр Викторович. Вот и посмотрим, как выполняются требования работников ГАИ.
– Люди, которые идут по тротуару обязаны его носить? – интересуюсь у инспектора. – По правилам дорожного движения – нет. А вот, если пешеход движется по краю проезжей части дороги, то необходимо обозначить себя в темноте. Рекомендован фликер и при пересечении проезжей части. Поэтому лучше всё-таки световозвращателем вооружиться, ведь так или иначе дорогу придётся переходить.
На тротуаре наблюдаем группу учеников,видно, что начальных классов. Ребята работников милиции совсем не стесняются, любезно здороваются. И даже рассказывают, кто в каком классе учится, что были на занятиях по акробатике,а теперь возвращаются домой.
– А знаете, что такое фликер? – спрашиваю учеников. – Да, – хором отвечают мальчики и девочки. – А почему тогда не носите? – продолжаю беседу. – А у меня на рюкзаке, – с гордостью демонстрирует светоотражающие полоски второклассница. – У меня на куртке, – хвастает один из мальчишек. Мы же, на всякий случай, вручаем всем троим новые фликеры с указаниями по применению.
– Лучше предупредить, – чем видеть последствия, – уверен Юрий Шук. К тому же действенней профилактики способа еще не придумали, – подытожил инспектор.
Не успев отъехать, замечаем, что по краю проезжей части движется женщина – велосипедист. Она издалека заметна в темноте – выручает светоотражающий жилет. Работники ГАИ просят её остановиться. Марина (так она представилась) несколько удивлена, ведь вроде ничего не нарушала. Инспектора наказывать никого и не собираются, а лишь благодарят женщину за соблюдение правил. Как говорится, мелочь, а приятно.
– Если я – постоянный участник дорожного движения, то почему должна игнорировать требования ГАИ? – делится своим мнением Марина. Тем более, для моей безопасности это нужно в первую очередь: это же меня водитель должен заметить в темноте, чтобы не наехать. Когда хожу пешком, тоже не забываю про фликер – привычка.
– Конечно, сотрудники ГАИ с пониманием относятся к тому, что не каждый может позволить себе купить фару, фонарь к велосипеду или на гужевую повозку (так положено по правилам). Но световозвращающий жилет, думаю, доступен для каждого, – уверен Пётр Викторович. И Марина – хороший пример.
На улице Толстого примечаем в темноте женщину. Силуэт её едва заметен, а стоит чуть потемнеть – и все – она потенциальная жертва ДТП, – говорит Константин Бондарев. Приостанавливаемся возле пешехода, чтобы поинтересоваться, где же фликер. Женщина реагирует моментально: « Вот он, на сумочке! А вы думали, что у меня его нет?». Световозвращатель действительно был, но, к сожалению, прицеплен так, что стал невидимым для водителя.
– Всё же сумка – не очень удобное место для обозначения себя в темноте. Верхняя одежда – куда лучше, – поясняет Пётр Викторович. К тому же, фликеры нужно периодически менять, ведь они со временем тускнеют.
Проехав по улицам Лапенко, Озёрной, Охотина, направляемся в посёлок МСО. Здесь, на радость инспекторам, передвигаются законопослушные граждане, «укомплектованные» фликерами. По пути заезжаем на Чапаева – навстречу шагает школьник и без световозвращателя. Как оказалось, спасительный «огонёк» у подростка был, но хранился в кармане. Мол, не стемнело еще настолько, чтобы себя обозначить. Школьник обязуется исправиться и впредь не допускать подобных ошибок.
Неподалёку от магазина по улице Есенина – «аншлаг». Каждый второй без фликера. Причём, не молодёжь, а люди солидного возраста. Некоторым профилактическая беседа не помогла, и инспекторам пришлось применить штрафные санкции.
– Не ношу я фликера и всё тут, – возмутился правонарушитель. – Не знаю почему. Мужчина даже расплатился на месте за нарушение правил. Инспектора выписывают квитанцию на самый маленький штраф – 1 базовую величину. Нарушитель расписывается в протоколе, ему вручают фликер и отпускают. Теперь, пусть и за 130 тысяч, пешеход обозначен в темноте. Конечно, не известно наденет ли он его завтра, но на сегодня он в безопасности.
Не обозначила себя в темноте и молодая пара, мол, рядом живём, «выскочили» в магазин на минутку. Пётр Викторович предложил молодым людям вернуться в магазин и приобрести фликеры, благо сегодня в продаже они есть в каждой торговой точке. Пешеходы прислушались.
В посёлке МСО предупреждать некого – в тёмных переулках ни единой души. Мы ещё раз проехали по улицам райцентра и направились в сторону деревни Альбрехтово. По словам работников ГАИ, эта дорога привлекает велосипедистов. Многие работают в Россонах, а обратно добираются пешком, на попутках или же «железном коне». На обочине дороги, действительно, стояла парочка и «голосовала». Фликер у них оказался один на двоих – у женщины. Мужчину мы тоже решили обозначить: вручили световозвращающий элемент и рассказали о его эффективности.
…С благодарностью инспектора отзываются о пешеходах, обозначенных в темноте и пересекающих проезжую часть по “зебре”.
– Встречаются внимательные и понимающие участники дорожного движения, считающие, что правильнее дать проехать автомобилю, а уж потом начинать движение по пешеходному переходу, особенно, если ты вместе с ребёнком. Но есть и те, кто упрямится, грубит, а выписанные штрафы оспаривает в суде. Нарушают все: женщины, мужчины, дети, пенсионеры. В группу риска также входят и люди, злоупотребляющие алкоголем, которые вообще безразлично относятся к своей безопасности.
Мы проехали по улицам в вечернее время, а надо бы еще и утром. Ведь утренние часы – это настоящее испытание для водителей. Почему-то в самый час-пик (около восьми утра), когда дети направляются в школу, а родители спешат на работу, у нас ни на одной улице в райцентре не горит свет. Единственным маяком для автомобилистов становится фликер, о котором пешеходы также благополучно забывают. Приходится присматриваться, концентрироваться, чтобы не наехать на пешеходов, а в дождь видимость становится нулевой.
Если понаблюдать за этой картиной, то понимаешь, что только внимательность и уважение друг к другу всех участников дорожного движения может сделать дорогу из дома и обратно безопасной.
Елена КИРИЛЛОВА
“Голос Россонщины” от 08.11.2013