Маленький, но такой важный!

By , 01/12/2013 16:36

Ежегодно огромное количество пешеходов и велосипедистов  погибает на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий.  Основной процент дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами для пешеходов приходится на темное время суток.  Специалисты по безопасности движения задумались, как сделать пешехода заметным водителю? Ответ, как это часто бывает, подсказала природа, а наука создала технологию, которая спасает жизни и снижает травматизм на дорогах. На основе принципа световозвращения учеными были разработаны специальные материалы, так светоотражающие материалы попали на одежду.

По данным учёных, реакция мозга водителя, в среднем, составляет 1 секунду. Еще секунда требуется на реакцию тела. При проведении научного исследования было установлено, что пешеходы в обычной одежде, без световозвращателей, видны в свете фар на расстоянии 30 метров (1,3 секунды для реакции водителя). При скорости 80 км/ч автомобиль проходит 22 метра в секунду. Значит, за две секунды (до принятия водителем решения затормозить) он успеет пройти 44 метра. Получается невеселая картина. Этим же исследованием было установлено, что наличие на пешеходах светоотражающих элементов одежды позволяет им быть видимыми с расстояния 150 метров, и именно поэтому светоотражатели стали непременным атрибутом пешехода во многих странах – Финляндии, Эстонии, Латвии. В скандинавских странах эту способность световозвращателей сохранять взрослые и детские жизни используют уже около 30 лет.Так, доказано: применение световозращателей снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85%, то есть более чем в 6.5 раз. Конечно, этот результат достигается комплексом мер безопасности.

Видимость при движении имеет существенное значение для безопасности как движущихся на автотранспорте, так и пешеходов. Многие аварии происходят из-за того, что участники движения поздно попадают в поле зрения или, вообще, не замечают друг друга. В темное время водители бояться, что на их пути может оказаться пешеход или велосипедист. Чем меньше света, тем выше вероятность слиться с проезжей частью, обочиной. В темное время суток глаза человека воспринимают окружающую обстановку намного хуже, чем днем. Сложно определить насколько быстро приближается автомобиль. В такой период времени, в плохую погоду водители не видят пешеходов или замечают слишком поздно. С водительского места видна лишь та часть дороги, которая освещается фарами. Пешеход находится в заблуждении, если думает, что водитель видит его в тот момент, когда он сам уже заметил свет фар приближающегося автомобиля. Анализ аварийности показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в вечернее время с наступлением темноты, как правило, на неосвещенных участках улиц, а также во время встречного разъезда автомобилей. Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число – это наезды автотранспорта на пешеходов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека.

Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного  потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 – 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию. Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них. Если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25- 40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход», становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %).

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Итак, световозвращатель должен быть бело-серого либо ярко-лимонного цвета, чтобы соответствовать требованиям стандартов. Нанесённые на фликер рисунки и надписи закрывают часть световозвращающего материала, снижая его эффективность. Поэтому лучше приобретать фликер без каких-либо изображений. Площадь световозвращающего изделия должна составлять не менее 15 квадратных сантиметров на каждую сторону.

Распространено мнение о том, что световозвращающие элементы нужно использовать только в сельской местности. Световозвращающие элементы необходимо носить и в городе, поскольку в соответствии с Правилами дорожного движения использование световозвращающих элементов – обязанность каждого пешехода, который идет по проезжей части дороги в темное время суток. А дорога – это не только автомагистраль, но и улица города, и проезд дворовой территории.

Ст. инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД О.Е.Прищепа

autominsk.by от 15.11.2013