Эксперимент «ВГ»: спасет ли фликер от наезда на темной дороге?

By , 01/12/2013 16:18

День становится короче, и все больше пешеходов гибнет на дорогах. В ГАИ считают: наездов можно избежать, если обозначить себя светоотражающим элементом. На каком расстоянии водитель увидит пешехода с фликером и есть ли польза от него, решили выяснить журналисты «Вечёрки».

Чтобы эксперимент не закончился трагедией, мы выбрали двухполосную дорогу, где автомобили проезжают редко. Трасса совершенно неосвещенная: нет фонарей, жилых домов, магазинов, заправок, свет от которых мог бы падать на дорогу. Светили нам разве что звезды. Дорога сухая, лобовое стекло чистое. Прямой участок разделили на три отрезка по сто метров каждый. На расстоянии трехсот метров от начальной точки находился наш «пешеход».

Мы попытались смоделировать ситуации, которые чаще всего возникают на дорогах.

Пешеход-невидимка

Сначала решили узнать, можно ли в темноте увидеть пешехода без фликера. Один из нас сел за руль, другой занял позицию примерно в пятидесяти метрах от пешехода. В кромешной тьме даже на небольшом расстоянии увидеть его оказалось невозможно. Периодически в той стороне, где стоял «подопытный», мелькал огонек то ли от экрана мобильного телефона, то ли от вспышки нашего фотографа.

Тем временем водитель уже стартовал, набирая скорость до 60 км/ч и включив ближний свет фар. Однако разглядеть человека на обочине смог лишь за 13 метров. В реальных условиях вряд ли успел бы затормозить, и, учитывая тормозной путь не менее 15 метров, пешеход оказался бы под колесами. Тем более к нулю сведутся его шансы, если автомобиль едет на скорости 100 км/ч: водитель заметил человека, только когда поравнялся с ним.

Включенный дальний свет фар увеличил обзор, и на скорости в 60 км/ч человек стал заметен в 120 метрах. Очевидно, в реальных условиях водитель успеет затормозить. Зато при 100 км/ч расстояние сократилось до 50–60 метров. Участь пешехода с учетом тормозного пути более 30 метров будет зависеть от того, успеет ли водитель среагировать.

Чем выше скорость, тем незаметнее пешеход

Ситуация сильно изменилась, когда на пешехода повесили фликер — небольшую светящуюся полоску длиной примерно 10 сантиметров.

Зная заранее, по какой стороне идет пешеход, и увидев на скорости 60 км/ч за 250 метров что-то светящееся, мы предположили, что это он и есть. Когда подъехали ближе, убедились, что были правы. На этой же скорости с дальним светом фар светящееся вдали пятно заметили с 300 метров.

Увеличив скорость до 100 км/ч, в ближнем свете фар увидеть человека смогли лишь со 150, а с дальним светом — примерно с 250 метров. Тем не менее в обоих случаях, несмотря на большую скорость, при неожиданном появлении на дороге пешехода с фликером успеваешь затормозить и избежать наезда.

Спасет ли фликер на сумочке?

Во второй раз решили сымпровизировать: водитель знал место, где может появиться человек, но с какой стороны — справа или слева, нет. К тому же фликер висел не на куртке, а на дамской сумочке.
Многие водители жалуются, что маленький светящийся брелок в темноте не всегда видно. И действительно, на скорости 100 км/ч с ближним светом не удалось увидеть идущую навстречу девушку, на сумке которой висел брелок. На этой же скорости с дальним светом обнаружить человека на обочине удалось на расстоянии 120 метров. В реальных условиях автомобиль, не успев затормозить, мог бы наехать на пешехода.
Зато на скорости 60 км/ч девушка была хорошо заметна на расстоянии 250 метров. Правда, с ближним светом фар видна только точка.

Эксперимент показал, что у пешехода в темноте есть шанс оказаться замеченным, если на одежде будет хотя бы небольшой фликер. А вот без светящейся полоски рискуешь испытать судьбу и оказаться под колесами.

P. S. Редакция благодарит гродненскую ГАИ за помощь в проведении эксперимента

Справка «ВГ»

С начала года в области произошло 133 ДТП с участием пешеходов, из них 55 — в темное время суток. Как сообщил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук, в момент наезда только 11 человек были обозначены фликерами. К слову, в 133 авариях с пешеходами 28 человек погибли и 103 получили травмы различной степени тяжести.

Наталья Корнеева, Евгений Лебедь

Фото Виталия Дернейко

“Вечерний Гродно” от 11.11.2013