70 штрафов за “невидимость”
Видимо, должно пройти время, чтобы присутствие фликера стало нормой, как заложенное в раннем детстве «посмотри налево, посмотри направо». А пока в Ганцевичском районе за «невидимость» дается примерно 70 штрафов в месяц.
К сожалению, в вопросах личной безопасности порой большую роль играет страх наказания, нежели стремление сохранить жизнь и здоровье. Немало водителей начали пристегиваться ремнем безопасности только из-за того, что «попались». У многих пешеходов также возникают вопросы, в каких случаях фликер не обязателен, а в каких за его отсутствие штрафуют.
Велосипедист на большой дороге
Согласно ПДД, присутствие на одежде светоотражающих элементов у велосипедистов не обязательно. Главное, чтобы сам велосипед был оборудован «катафотами»: спереди белого, сзади – красного цвета. Мы же настоятельно рекомендуем велосипедистам, кроме того, светоотражающие жилеты, шлемы, налокотники, наколенники. Эти рекомендации «продиктованы» жизнью и людским горем.
Согласитесь, если катафот будет заляпан грязью или повернут в другую сторону (а его светоотражающая поверхность должна быть направлена перпендикулярно по отношению к приближающемуся транспортному средству), то нет гарантии, что водитель увидит велосипедиста и будет иметь возможность объехать его или вовремя снизить скорость. Световозвращающий жилет прекрасно виден со всех сторон и с дальнего расстояния.
«Должен» или «рекомендуется»?
Согласно требованиям ПДД, в частности, пункта 17.1, «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)». Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Таким образом, пешеход, участвующий в дорожном движении в темное время суток вне освещенных участков дороги, а также если он не движется по тротуару, должен себя обозначить, а при переходе по пешеходному переходу ему лишь рекомендуется обозначить себя световозвращающими элементами. Административная ответственность применяется только в случаях нарушения требования, описанного в пункте 17.1 ПДД.
За отсутствие световозвращающих элементов в случаях, описанных в пункте 17.1 ПДД, предусмотрена административная ответственность, в соответствии со статьей 18.23 КоАП, в виде предупреждения или штрафа в размере половины базовой величины, за совершение такого нарушения в состоянии алкогольного опьянения – в виде штрафа до 3 базовых величин.
Нужен ли фликер?
В Ганцевичах фликеры можно заметить в основном на женских сумочках, на детских колясках, на рюкзаках школьников младших классов. В принципе, Ганцевичи хорошо освещены, и, если пешеход идет по тротуару освещенной улицы без фликера, требований Правил дорожного движения он не нарушает.
На дорогах за пределами города, в лучшем случае, скорость основного транспортного потока 90 км/ч. Но современные автомобили позволяют двигаться гораздо быстрее, и, к сожалению, некоторые водители, особенно на просторных, хороших трассах, забывают о безопасности и совершают ДТП.
Когда по той или иной причине пешеходы оказываются вне городской черты, чаще всего, они не экипированы. Мало ли бывает ситуаций: сломалась машина, отстал от поезда, от автобуса, засиделся у знакомых, а необходимо возвращаться в домой. В таких ситуациях обычно человек шагает по дороге, не обращая ни на что внимания, не обозначенный фликерами. В результате оказывается пострадавшим в ДТП. Это частая картина для сельской местности.
Конечно, если фликер, скажем так, «удачно расположен» на одежде, когда вы переходите дорогу в неустановленном месте, водитель вас увидит за 150 метров и снизит скорость. Но бывают случаи, когда на правой руке светоотражающая повязка, а пешеход переходит дорогу при движении транспорта с левой по отношению к нему стороны: вроде световозвращающий элемент есть, а пользы никакой.
Поэтому фликер фликером, но необходимость соблюдать правила и быть внимательным на дороге никому не помешает. И еще одно замечание: каждый третий пострадавший пешеход был в состоянии алкогольного опьянения.
Когда водитель становится пешеходом
В ряде стран Западной Европы наличие в автомобиле жилета со световозвращающими вставками обязательно. Со временем мы также придем к такой норме. Но пока в Беларуси наличие светоотражающего жилета для водителей имеет только рекомендательный характер. Особенно мы рекомендуем его грузоперевозчикам и водителям, которые управляют транспортом с вероятностью возникновения некоторой технической неисправности в дороге.
На полочках у заднего стекла либо на спинке сиденья водителя или переднего пассажира 70-80% легковых автомобилей, которые ездят по Ганцевичскому району, лежит светоотражающий жилет. Это при том, что его наличие – всего лишь рекомендация, и административное взыскание наложить из-за того, что этого жилета нет, мы не имеем права.
Однако имеется один нюанс: водитель, вышедший из автомобиля, «автоматически» может считаться пешеходом. Особенно тогда, если водитель будет ремонтировать машину где-нибудь на загородной неосвещенной дороге и курсировать – то к багажнику, то к капоту, то в салон. Тогда в отношении его может быть составлен протокол. Не стоит считать это придиркой инспектора. На моей памяти было четыре-пять происшествий, когда ночью водители, выйдя из автомобиля с целью его ремонта, забывали об осторожности и попадали под колеса проходящего мимо транспортного средства.
Фликер на ошейнике
Необходимости обозначать световозвращающими элементами домашних животных нет. Однако владелец домашнего животного обязан обеспечить его безопасное пребывание в зоне, непосредственно приближенной к автомобильной дороге, и исключить его самовольное появление на проезжей части.
Впрочем, однажды вечером я, управляя автомобилем, лично видел, как через дорогу метнулась какая-то тень и блеснул фликер на высоте 10 сантиметров. Первое, что подумал: кто-то пьяный переползает через дорогу. Затормозил. Проехав чуть дальше, увидел на обочине кота: мало, что глаза зеленым светятся, так еще и фликер на ошейнике.
Если я вижу собаку, кота с фликером, у меня возникает уважение к их хозяину. Если человек обезопасил домашнего питомца, то наверняка в первую очередь он позаботился о безопасности своей и близких.
Кому платить штраф
Составить административный протокол в отношении пешехода-нарушителя имеет право сотрудник ГАИ или участковый инспектор милиции и больше никто.
Например, сотрудник патрульно-постовой службы милиции может выявлять нарушения, но ограничивается предупреждениями. Если есть необходимость, он подводит человека к сотруднику Госавтоинспекции, и тот уже протоколирует нарушение. Он же имеет право изымать с проезжей части нетрезвого пешехода, доставлять его в медицинское учреждение или РОВД.
Цифры говорят…
82 человека погибло в Брестской области за этот год, 451 – получил травмы. Всего зарегистрировано 420 ДТП, из них 38 произошло по вине пешеходов.
Сравнивая статистику ДТП текущего года с аналогичным периодом прошлого года, видим, что количество несчастных случаев с пешеходами на дорогах снизилось на 43,3%. Не исключено, что в этом есть доля заслуги милиции, проводящей профилактику, и сотрудников ГАИ, которые требовательны к участникам дорожного движения . Но положительная динамика для нас – не повод расслабиться, а наоборот, стимул к тому, чтобы усиливать работу в этом направлении.
Вячеслав Гулицкий.
“Ганцавiцкi час” от 22.10.2013