Трагическая велоэпопея. ГАИ предостерегает…

By , 29/12/2011 19:00

Реклама преимуществ велосипеда говорит сама за себя. Мол, ездить на нем и дешево, и для здоровья полезно. Вроде оно и так, вот только статистика ГАИ о дорожно-транспортных происшествиях с участием владельцев двухколесного транспорта говорит об обратном: велосипед — не очень-то и безопасное средство передвижения, особенно если за рулем бездумный владелец. Ведь с ростом количества автомобильного транспорта на дорогах остается все меньше места велосипедистам. Такова правда жизни. С этим утверждением согласен и заместитель начальника управления Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь подполковник милиции Максим Подберезкин.

— К сожалению, водители автомобилей никак не могут понять, что им пора бы поделить дорогу с велосипедистами, ведь последние — полноценные участники дорожного движения. Конечно, здесь я в первую очередь вижу проблему в отсутствии культуры вождения у автовладельцев, ведь они привыкли видеть велосипедистов движущимися по тротуару. А сегодня двухколесные все чаще перемещаются по дороге. И если днем водителю достаточно расстояния и времени, чтобы среагировать на это препятствие, то в темное время суток нахождение на одной полосе нередко приводит к дорожно-транспортному происшествию.

— Так чья же здесь вина: велосипедистов или водителей автомобилей?

— Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. За 10 месяцев нынешнего года на дорогах республики было совершено 350 наездов автотранспорта на велосипедистов, в которых 90 человек погибли и 265 получили травмы. Причем в 168 случаях в совершении ДТП были виновны сами велосипедисты. В нарушение Правил в темное время суток они, не думая о безопасности, выезжали на проезжую часть, не обозначив себя световозвращающими элементами, а велосипеды — катафотами и активным светом.

Однако и водители транспортных средств должны признать, что велосипед — полноценное средство передвижения и ему в предусмотренных ПДД случаях законно разрешено двигаться по дороге. Главная задача водителей — быть внимательными при перестроениях, совершении маневров и других действий, которые могут повлечь столкновения с двухколесными транспортными средствами.

— А что предписывают велосипедистам Правила дорожного движения?

— Велосипедисты обязаны неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения. Там для этой категории участников движения прописано не так много пунктов. Например, в п. 148 говорится о следующем правиле: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее одного метра от ее правого края».

П. 151 требует, чтобы при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист вел велосипед рядом с собой и руководствовался требованиями, предусмотренными правилами для движения пешеходов.

И что особенно актуально: велосипед должен быть оборудован катафотами и, в соответствии с Правилами, при движении по дороге в темное время суток или при недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены спереди — фара, излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет. Всем велосипедистам для личной безопасности даже в светлое время суток рекомендуется использовать жилеты повышенной видимости со световозвращающими вставками.

— Вы же знаете: положено и рекомендуется — разные понятия. Подавляющее большинство велосипедистов, особенно в сельской местности, даже не знают о таких установках…

— …Не «не знают», а не хотят знать. И становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Только за трое суток прошедшей недели под колесами авто погибли семь велосипедистов. Так, на автодороге Брест — Каменец — Беловежская Пуща 22‑летний водитель, управляя автомобилем «Ауди-100», сбил двигавшегося в попутном направлении по краю проезжей части 56‑летнего велосипедиста, который от полученных травм скончался. Водитель с места происшествия поначалу скрылся, но затем, одумавшись, вернулся.

В связи с участившимися наездами на велосипедистов Госавтоинспекция еще раз призывает водителей проявлять максимум внимания и осторожности на дорогах, особенно в темное время суток! Из-за собственной беспечности и неосмотрительности переезжающий проезжую часть, где вздумается, человек оказывается под колесами автомобиля. Хотя в ПДД четко прописаны права и обязанности данной категории участников дорожного движения. Вот пример: 31‑летний водитель, управляя маршрутным такси «Пежо Боксер», на 102‑м километре автомобильной дороги Брест — Минск — граница России сбил велосипедиста, который пересекал проезжую часть слева направо по ходу движения транспортного средства. В результате ДТП велосипедист погиб на месте. Кстати, ДТП произошло в темное время суток, велосипед световозвращающими элементами оборудован не был…

— А сейчас вообще темнеет рано. В связи с дождями, туманами видимость на дорогах ухудшается даже в светлое время суток…

— Сейчас водителям нужно быть особенно внимательными: из-за размытых обочин велосипедисты едут по проезжей части.

Обращаюсь к каждому автомобилисту: вблизи населенных пунктов, при проезде перекрестков и пешеходных переходов, где возможно появление на проезжей части велосипедистов, особенно в вечернее и ночное время суток, на неосвещенных участках дорог до минимума снижайте скорость.

При попадании в полосу тумана или сильного дождя необходимо увеличить дистанцию до движущихся впереди транспортных средств, избегать резких маневров и торможений, обязательно включить ближний свет фар или противотуманные фары.

Вы должны понимать: если водители автомобилей пассивными и активными системами безопасности хоть как-то защищены, то владельцы двухколесных транспортных средств практически беззащитны.

Беседовал подполковник Игорь Кандраль