Темной ночью на темной трассе у пешехода в черном шансов нет. Мы пробовали

By , 03/02/2013 23:30
Пешеход на проезжей части – печально бредущий в темной одежде по неосвещенной обледеневшей трассе или бодро выскакивающий на заснеженную городскую дорогу из-за припаркованной машины – шансов остаться в живых зимой практически не имеет. AUTO.TUT.BY убедился – надежды его лишает длина “зимнего” остановочного пути автомобиля.Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Замерять тормозной путь машин на зимней – заснеженной или ледяной – дороге мы отправились на Республиканский полигон для испытаний мобильных машин. Дорожные условия что надо: огромная площадка укатанного снега с неожиданными вкраплениями ледяных “катков”. Плюс – возможность разогнаться до любой скорости, не подвергая опасности других участников движения. Яркое освещение площадки не совсем соответствовало “чистым” условиям движения по белорусским загородным дорогам: они, за исключением республиканских трасс, так качественно освещены не бывают. Зато становится понятно: если даже в условиях отличной видимости пешеход становится неожиданным препятствием, то в темноте его участь будет еще печальнее. Хотя куда уж более.

Вместе с AUTO.TUT.BY пробовать “спасать пешеходов” будут руководитель Школы экстремального вождения Сергей Овчинников и двое водителей – Александр на внедорожнике Land Rover и Ольга на небольшом Chevrolet Spark.

Нюанс. Оба автомобиля – современные, в отличном техническом состоянии, с новыми качественными зимними шинами. К сожалению, не все машины на белорусских дорогах могут похвастаться такими характеристиками, что еще более усложняет их движение зимой.

Условия эксперимента просты: водитель, разогнавшись до определенной скорости, должен тормозить, едва увидит на своем пути препятствие – пешехода. В его роли – очередной манекен из тренировочного арсенала столичного управления МЧС. Предыдущий, надо полагать, не выжил после прошлого эксперимента AUTO.TUT.BY.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Манекен появляется перед водителем за 40-50 метров. Это дает ему немалую фору: в реальных условиях на темной трассе одетый в темное человек становится видимым для автомобилиста в лучшем случае за 25-30 метров. Это расстояние при традиционной – будем честными сами с собой! – для загородного движения скорости 100 км/ч машина проезжает за одну секунду. Между тем водителю эта секунда нужна только для того, чтобы среагировать на препятствие – проще говоря, перенести ногу с газа на тормоз.

Остановочное время автомобиля складывается из: – времени с момента обнаружения водителем опасности до начала воздействия на педаль тормоза (0,8 – 1 секунда);– времени запаздывания срабатывания тормозного привода (для легкового автомобиля – в среднем 0,2 секунды);

– времени нарастания замедления (для легкового автомобиля – в среднем 0,25 секунды);

(эти величины практически не зависят от состояния дорожного покрытия)

– собственно торможения.

100 км/ч, снег: при торможении машину “ведет”, “тапка в пол” – ни о чем

Водители по очереди разгоняются до 100 км/ч на укатанном снегу. По признанию Ольги, на таком покрытии при такой скорости становится страшно еще “до пешехода и торможения“: машина становится практически неуправляемой.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Пешеход! Тормоз!

Spark останавливается на протяжении 128 метров – почти 5 секунд.

Land Rоver для полной остановки понадобились 3 с лишним секунды и 92 метра.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYМашину “водит”, она просто не останавливается! “Тапка в пол” – а эффекта никакого. В такой ситуации от водителя уже ничего не зависит – автомобиль “несет” по дороге. Я все же побоялась наехать на “пешехода” и инстинктивно вывернула в сугроб – благо на пустой площадке это возможно и безопасно, – взволнованно резюмирует Ольга.

Александр был более сдержан.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYДа… Скорость зимой нужно снижать. Шансов вовремя остановиться на 100 км/ч однозначно нет. Пешеходов жаль.

Остановочное время машин на скорости 100 км/ч:

Chevrolet – 6,25 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Ольга увидела пешехода за 175 метров. Это нереально.

Land Rоver – 4,5 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Александр увидел пешехода без фликеров за 126 метров. Это нереально. Обозначенный же световозвращающими элементами человек теоретически заметен за 100-150 метров.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

60 км/ч, снег: поведение машины предсказуемо, у пешеходов есть шансы

Разгон! Пешеход! Тормоз!

Spark останавливается на протяжении 30 метров – почти 2 секунды.

Land Rоver для полной остановки понадобились более 3 секунд и 55 метров.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Остановочное время машин на скорости 60 км/ч:

Chevrolet – 3,25 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Ольга увидела пешехода без фликеров за 55 метров. Это возможно при условии хорошей видимости.Land Rоver – 4,5 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Александр увидел одетого в темное пешехода за 76,5 метров. Теоретически это возможно.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

40 км/ч, снег и лед: шансы есть у всех

Разгон! Пешеход! Тормоз!

Spark на снегу останавливается на протяжении 27 метров – 2,5 секунды, на льду – 35 метров, 3 секунды.

Land Rоver для полной остановки на снегу понадобились 3 секунды и 30 метров, на льду – 51 метр, 4,5 секунды.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Остановочное время машин на скорости 40 км/ч:

На снегу:Chevrolet – 3,75 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Ольга увидела пешехода без фликеров за 42 метра. Это возможно днем – при условии отличной видимости.Land Rоver – 4,25 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Александр увидел одетого в темное пешехода за 47 метров. Это возможно днем – при условии отличной видимости.

На льду:

Chevrolet – 4,25 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Ольга увидела пешехода без фликеров за 46 метров. Это возможно днем – при условии отличной видимости.

Land Rоver – 5,75 секунды. Наезда можно было избежать, если бы Александр увидел одетого в темное пешехода за 64 метра. Это сложно.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY


Выводы мы сделали вместе с водителями и экспертом в части вождения.

Вывод 1. Избежать наезда на пешехода можно на небольших – “городских” – скоростях даже на неочищенной дороге при условии, что к появлению человека на проезжей части водитель готов. Если пешеход выскочил на дорогу за 5-10-40 метров до машины – шансов у него нет.Вывод 2. Хорошая зимняя резина, ABS и освещение дороги очень помогают.

Вывод 3. Появившегося на пути машины, двигающейся по трассе со скоростью 100 км/ч, пешехода могут спасти фликеры. Но не всегда. И снова же – лишь при условии, что водитель готов к его появлению, то есть пешеход как минимум идет, согласно ПДД, навстречу транспорту.

Вывод 4. Расслабляться не стоит. Наши “экспериментальные” водители были хорошо подготовлены к езде в зимних условиях как минимум теоретически, они были абсолютно здоровы физически, не уставшие, исключительно собранные. Ребята, как роботы, “работали” на пешехода. В реальной же жизни в расслабленном/больном/уставшем состоянии ко времени реакции водителя добавляется секунда-полторы  – это еще 15-50 метров пути в зависимости от скорости.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Анна Рудь.
auto.tut.by от 29.01.2013