Невидимые и пьяные пешеходы, а также вырванный на заправке шланг: ночь с ГАИ Минского района

By , 05/06/2016 18:48

Невидимые и пьяные пешеходы, а также вырванный на заправке шланг: ночь с ГАИ Минского районаНе заметить пешехода на неосвещенной сельской дороге – один из кошмаров любого автомобилиста. На законодательном уровне проблему пытаются решать с помощью обязательной “фликеризации” местных жителей. В минувшие выходные ГАИ Минского района усилила контроль за соблюдением ПДД пешими участниками дорожного движения. В пятницу вечером корреспонденты ABW.BY побывали в рейде с экипажем ГАИ, чтобы узнать, насколько ответственно относятся пешеходы в Минском районе к собственной безопасности.

На часах 20.00, мы садимся в машину инспекторов ГАИ Минского района возле поселка Боровляны. На улице еще достаточно светло. 

“За соблюдением Правил дорожного движения пешеходами мы следим всегда, поэтому наше дежурство, думаю, не будет отличаться от обычной рабочей смены”, – предупредил инспектор ГАИ Минского района Павел Белоус.

Сначала едем в деревню Королев Стан. Казалось бы, в пятницу вечером не должно быть пустых улиц – после рабочего дня многим хочется прогуляться или посидеть в кафе.

“Днем шел дождь, сейчас на улице холодно. Все отдыхают по домам. Поэтому очень тихо. А вообще это место у нас называют “тринадцатым районом”, – рассказывает Павел.

Проезжаем по улицам соседнего поселка Городище, затем кружим по деревне Лесковке. Ситуация везде одна и та же: людей практически нет, по дороге проезжают редкие автомобили. Некоторые из них инспекторы останавливают для проверки документов – у водителей все в порядке.

“Сейчас мы отправимся на Минское море. В пятницу вечером некоторые могут поехать туда на шашлыки, выпить с друзьями за компанию, а затем сесть за руль. Поэтому в выходные дни мы обязательно проверяем, все ли там в порядке”.

Как говорят инспекторы, вечером в пятницу и субботу дежурство самое напряженное, так как многие отдыхают после трудовой недели и это дело зачастую не обходится без алкоголя. Поэтому в уик-энд на дежурстве обычно занято не 4-5 экипажей, а 6-7. 

“Хотя нарушений в эти дни и больше, сложно привести какую-то конкретную статистику по пьяным водителям или пешеходам. День на день не приходится. Бывает, все дежурство проходит спокойно, а под конец случается ДТП. А иногда в будний день много нарушителей”, – говорят инспекторы.

Мы приезжаем на пляж №5 Заславского водохранилища. Здесь очень тихо. Вдоль водоема прогуливаются парочки – никаких шумных компаний и шашлыков. 

“Погода сегодня не подходит для отдыха. Летом здесь и утром, и вечером полно людей. Парковка всегда занята, по обеим сторонам проезжей части тоже стоят машины”, – говорит Павел. 

Тем временем солнце опускается все ниже, темнеет. Мы решили поинтересоваться у инспекторов, по каким стандартам они определяют, что видимость плохая, с какого момента можно выписывать штрафы пешеходам за отсутствие светоотражающих элементов.

“Пункт 17.1 главы 4 Правил дорожного движения указывает, что при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом. Там же дана расшифровка термина “темное время суток” – это “промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца”. Это значит, что фиксировать нарушения ПДД пешеходами за отсутствие фликеров мы можем, когда солнце полностью сядет за горизонт”, – поясняют инспекторы.

Мы въезжем в Заславль. Здесь тоже тихо и пустынно. В районе вокзала видим Saab с украинскими “номерами”, который стоит прямо на пешеходном переходе. Водитель находится в машине и, судя по всему, собирается уезжать. Оправдать его действия можно было бы, если бы в метре от пешеходного перехода не было парковки, на которой много свободных мест. 

“Я только заехал дорогу спросить, я ведь уже уезжал, – оправдывается водитель. – Не ожидал, что приедет ГАИ”.

Водителя приглашают в машину и составляют протокол. Он хочет оплатить штраф на месте, но говорит, что у него с собой мало наличных денег, правда, есть банковская карточка. Машины ГАИ в Минском районе оборудованы терминалами для оплаты карточками. Несмотря на это, штраф оплатить не удается – денег на карточке недостаточно, поэтому инспекторы оформляют протокол, изымают водительское удостоверение и отпускают водителя с временным удостоверением.

Тем временем темнеет окончательно. Мы покидаем парковку и поворачиваем в частный сектор в районе вокзала. По дороге идет мужчина, светоотражающего элемента на его одежде нет… 

“Наказание за нарушение Правил дорожного движения пешеходом в данном случае предполагает предупреждение либо штраф от 1 до 3 базовых величин. Если пешеход находится на проезжей части в нетрезвом состоянии, штраф вырастет до 2-5 базовых”, – комментирует Павел Белоус.

Неожиданно навстречу инспекторам на середину проезжей части выходит еще один пешеход. Тоже без фликера. На мужчину составляют протокол об административном правонарушении.

“А как я должен был переходить дорогу?” – недоумевает мужчина.

Инспекторы объясняют, что, во-первых, он должен быть заметным в темноте, во-вторых, пересекать проезжую часть не наискосок, как это имело место в данном случае.

“ДТП так и случаются: пешеход расслабленно идет по проезжей части неосвещенной дороги, водитель тоже едет в полной уверенности, что на дороге никого нет. В последний момент водитель видит силуэт человека, но затормозить уже не успевает, – говорят инспекторы. – А пешеход в состоянии алкогольного опьянения вообще отдельная история. Для водителей это один из самых непредсказуемых участников дорожного движения. Он может резко повернуть или просто стать на проезжей части, а может упасть под колеса проезжающего автомобиля”.

Справедливости ради стоит заметить, что в небольших городах улицы узкие, пешеходная дорожка отсутствует, а по обочине ходить не очень удобно. Поэтому многие пешеходы выходят на проезжую часть. 

“Вообще, обычно ситуация другая. По нашим наблюдениям, примерно 8 из 10 жителей мелких городов и деревень сейчас носят фликеры. Рейды и разъяснительная работа, которую проводят инспекторы ГАИ, делают свое дело. Обычно, если останавливаешь пешехода без светоотражающего элемента, это оказывается не местный житель, а минчанин. В городе ведь фликеры носить необязательно, вот столичные жители и не привыкли”, – говорит Павел.

Едем дальше и на середине перекрестка видим беседующих мужчину и женщину. Мужчина пошатывается – верный признак, что “принял” лишнего. Пока мужчину провожают для оформления, женщина тихо скрывается за поворотом.

“Да, выпил немного. Домой вот шел”, – к составлению протокола мужчина отнесся на удивление спокойно.

По словам инспекторов, зимой и осенью нарушений ПДД пешеходами больше, так как световой день короче. 

“Водителям зимой, когда лежит снег, пешехода легче заметить даже в темное время суток. А вот осенью или ранней весной, когда солнце садится рано, а снега еще нет, увидеть человека достаточно сложно”, – говорят они.

Едем дальше по городу. Перед нами – водитель на Audi. На пешеходном переходе появляется человек, но водитель даже не подумал остановиться, чтобы пропустить его. Инспекторы включают “плафон” и просят мужчину остановиться у обочины. На него составляют протокол по ч.6 ст.18.14 КоАП. За это нарушение предусмотрен штраф от 1 до 5 базовых величин.

Дежурство близится к концу, когда патрулю приходит уведомление, что нужно подъехать на находящуюся рядом АЗС. Парень на Honda, заправившись, забыл достать “пистолет” из бака, тронулся и вырвал его. 

“Это приравнивается к ДТП. По закону за совершение ДТП водителю грозит штраф от 3 до 30 базовых величин или лишение права управления автомобилем до двух лет. Мы составили протокол, комиссия вынесет решение. Думаю, в этом случае водитель отделается минимальным наказанием”, – комментирует Павел.

Наша миссия финиширует в полночь. Инспекторы приезжают в отдел ГАИ, оформляют все необходимые бумаги. Вместе с нами они выявили 6 нарушений ПДД: 3 пешехода без светоотражающих элементов, парковка на пешеходном переходе, непропуск пешехода и одно ДТП.

Татьяна ЕМЕЛИНА.

ABW.BY от 25.05.2016