Как изменить ситуацию к лучшему?
Говорят, самое главное можно увидеть, лишь посмотрев в глаза человека. Его чувства, эмоции, страх, боль. Именно последнее, вкупе с ужасом, удивлением, досадой, видно в мертвых глазах погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия. Поверьте, такое происходит не так уже и редко, как нам того хотелось бы. 899 раз с начала года по всей республике. 899!!!
За один только сентябрь дороги Минской области забрали 48 жизней. 48 маленьких миров погасли и перестали существовать. Больно, ужасно и обидно.
И один вопрос вертится на языке: «А можно ли этого избежать и в чем причина?». Хотя, нет, это уже два вопроса.
Фаталисты скажут, что предписанное судьбой изменить нельзя. Но историю делают те, кто готов менять реальность. Те, кто готов использовать хотя бы самый маленький шансик для того, чтобы спасти чью-то жизнь, сохранить чье-то здоровье. Особенно, если эта жизнь своя.
К сожалению, «авось» для многих наших сограждан является куда как более верным советчиком, чем рекомендации тех, кто ответственен за безопасность дорожного движения. Мнение, что всё плохое происходит с другими, но только не со мной, настолько глубоко укоренилось в сознании большинства, что выкорчевать его оттуда не просто. Но работа эта проводится постоянно. Она многогранна и многопрофильна, ею занимаются сотрудники ГАИ, иных служб ОВД, педагогические работники, медики, сотрудники дорожно-эксплуатационных организаций.
Основывается она не на предположениях и результатах шаманистских изысканий, а на постоянном анализе происходящих событий, причин и условий, их вызывающих. И выводы из полученных данных сделать не так уж и сложно. Попытайтесь сами нащупать «слабые» места и сделать для себя предположения, где лучше постелить соломку, чтобы не поскользнуться, а если и упасть, то с наименьшими последствиями.
Если все виды дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими переложить на проценты, то получится, что более всего — 31,1 процента — составляют наезды на пешеходов. Вот уж, действительно, два непримиримых лагеря — пешеходы и водители, никак не могущие найти согласие друг с другом. Но если бы убрать отсюда пьяных, спящих на дорогах, либо вываливающихся под колеса машин, число таких ДТП в количественном выражении значительно уменьшилось бы. Поэтому, как знать, возможно, доставленный в медицинский вытрезвитель пешеход, не рассчитавший нагрузку — это спасенный от смерти в ДТП человек. А если на других пешеходов, устранив чувство стеснения, всё же одеть пресловутый фликер, то из списка потенциальных жертв работы мрачной дамы с косой можно было бы вычесть еще несколько десятков душ. И плевать, если она обидится.
16,1% — опрокидывания, 15,7% — наезд на препятствия. Не оценивая качество дорог, всё же хотелось бы в комментарии к данной цифре обозначить один момент: выбор скорости и траектории движения должен оставаться за водителем исходя из всего комплекса условий (состояния дороги, видимости, интенсивности движения, особенностей машины, опыта). Именно он должен быть хозяином положения, садясь за руль. А некоторыми горе- ездоками по-прежнему управляют кони. В основном те, которые под капотом.
10% — лобовые столкновения. Самые страшные из случающихся в жизни. Только умение предвидеть дорожную ситуацию способно не только снизить, но и свести на нет их количество.
Среди причин совершения ДТП по прежнему с огромным отрывом лидирует превышение скоростного режима — 38,8%. И можно долго скрипеть зубами на сотрудников ГАИ с радарами, но более надежного средства «убеждения», нежели применение административного ресурса, пока еще не придумано. И сам факт постоянного его применения — тому наглядный пример. Поэтому вызывает недоумение реакция граждан, которых сотрудники ГАИ привлекают к ответственности за то, что показания их спидометров заметно превосходят рассчитанные лимиты скорости на конкретном участке дороги. Понятно, что все спешат, но ведь вся соль в том, что многие из торопящихся, которым дорогу преградила полосатая палочка человека в форме, даже не догадывались о том, что они не успели на собственные похороны…
16,1 % — нарушение правил пешеходами. Которым тоже стоит порой задуматься о том, куда они спешат.
10,4% — выезд на полосу встречного движения, 7,7% — нарушение правил проезда перекрестков, 6,5% — нарушение правил маневрирования. А это уже вопросы культуры за рулем.
А теперь, уважаемые читатели, положите руку на сердце, и не перед кем-то, а перед собой, проанализировав свое поведение на дороге, ответьте сами себе: а вы не являетесь потенциальными формирователями указанной выше статистики? И еще: можете ли вы, приложив самый минимум усилий, изменить ситуацию на дороге к лучшему? Не посягая на интимность первого вопроса, ответ на второй, по-моему, очевиден: «ДА». И делать это стоит начинать уже прямо сейчас.
Ну, а те, кто по роду своей службы должен отвечать за нашу безопасность на дорогах, тоже не будут сидеть, сложа руки. Имеющийся у них административный ресурс в виде «кнута» будет использоваться не реже, чем это было ранее. А в отношении такого зла, как пьяный за рулем, так еще и чаще. Думаю, говорить о том, что выпивший homo, севший за руль авто, это потенциальный убийца, не стоит. Это понятно и так. Жаль только, не всем. Ведь количество их с годами не уменьшается. Может, стоит изменить подход к их наказанию в сторону средневековой жесткости и восточной бескомпромиссности? Впрочем, это уже епархия законодателей. А исполнители будут выявлять и наказывать. Не ради наказания, как такового, а для того, чтобы судьба не зачитала куда как более суровый приговор. Так что долго еще будет «взлетать кнут».
Но это далеко не единственный и не самый главный путь. Разъяснительная работа, формирование должной культуры участников дорожного движения — пожалуй, самая приоритетная задача, воплощать которую в жизнь надо начинать, формируя должное мировоззрение у самых юных. И делать это будут не только педагоги, но и каждый из нас, ведь лучший пример для ребенка — его родители. Поэтому, если вы собираетесь, пусть даже, как вам кажется, совсем незначительно, нарушить правила дорожного движения, вспомните о том, что это наглядный урок для вашего ребенка, свидетельствующий о том, что и он может поступить так же. А вы точно уверены, что вы этого хотите?
Но и путь инноваций и инженерных решений, несмотря на некоторую растянутость во времени и определенную дороговизну, не должен оставаться в стороне. Посмотрите, насколько проще стала ситуация в городе с введением в действие подземного пешеходного перехода, как облегчилась задача по обеспечению скоростного режима с установлением цивилизованных «лежачих полицейских». А прибавьте сюда турникеты, светофорные объекты, специально оборудованные пешеходные дорожки — и смоделируйте, насколько проще станет наша жизнь.
Но никакие ноу-хау не заменят главного — безопасным дорожное движение станет только тогда, когда все его участники будут уважать друг друга, понимая и принимая на себя ответственность за любое действие на дороге. Особенно это актуально сейчас, в связи с изменением погодных условий.
А пока «культурная революция» на дорогах не свершилась, с сожалением приходится констатировать, что любые занятия по безопасности дорожного движения приходится начинать с заучивания первого и самого главного правила — правила трех «Д»: Дай Дорогу Дураку; и надеяться, что скоро необходимость в этом отомрет.
Ведь это в наших силах?
Михаил КУЗНЕЦОВ.
“Жодинские вести” от 28.10.2011.