Представитель Следственного комитета ответил на вопросы брестчан о резонансных ДТП
О том, какое отношение имеет Следственный комитет к профилактике ДТП, что такое представление, как бороться с нерадивыми водителями маршрутных такси и что нужно знать при езде на велосипеде, рассказал в редакции «БГ» начальник отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта УСК РБ по Брестской области подполковник юстиции Андрей Самусенко.
О маршрутных такси
– Уважаемый Андрей Федорович! 4 апреля сего года в 18.35 я садилась в маршрутное такси 9-Т на остановке ЦУМ в сторону м-на Восток, билет имеется, фамилии водителя не знаю. Есть только УНН 0291070027. Дверная ручка у автомобиля не работала и была заклеена, поэтому дверь закрывалась автоматически. Автомашина «Мерседес» белого цвета, по-моему, номер ITAX4825 на желтом фоне. При посадке я продвигалась в конец салона, так как впереди места были заняты. В этот момент автомобиль начал движение, я схватилась за боковую стенку, и моя левая рука оказалась зажатой автоматической дверью. На просьбу освободить мою кисть руки водитель ответил, что нечего совать руки, куда не надо. На мое замечание о его грубом обслуживании пассажиров, он продолжал меня оскорблять в пути. Каким образом можно наказать этого водителя за его недостойное поведение? Я думаю, что он и дальше продолжает так же грубо работать. (Нина Карпинчик, по электронной почте)
– Во-первых, раз человек оказался в створке дверей, значит, он не закончил посадку. То есть водителю начинать движение запрещалось. Он начал движение с открытой дверью, это запрещено. Начинать движение водителю маршрутного транспортного средства или автобуса, троллейбуса положено с закрытой дверью, когда посадка закончена. Если в этом случае были причинены телесные повреждения, если ударило по руке, например, дверью, пассажир может обратиться в ГАИ с заявлением о совершенном ДТП. Будет начат административный процесс, назначат судебно-медицинскую экспертизу, и в зависимости от степени тяжести повреждений будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.
Если пассажир обращается в медучреждение, то медучреждение сообщает о криминальной травме в милицию, либо пассажир сам обращается с заявлением в ГАИ. Начало движения маршрутного такси до конца посадки может быть поводом для заявления, ГАИ отреагирует.
Оскорбление – ст. 9.3 КоАП РБ. Нужно написать заявление в РОВД, и будет вызов водителя в милицию и объяснение. Если все подтвердится, материалы будут переданы в суд. При установлении обстоятельств и виновности водителя может ждать наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
– Андрей Федорович, подскажите, пожалуйста, проводится ли какая-нибудь профилактическая работа с водителями маршрутных такси. В последнее время количество аварий с их участием увеличилось. Иногда чувствуешь себя самоубийцей, садясь в некоторые маршрутки. Не успел только дверь закрыть, еще и к свободному месту не подойдешь, а он уже по газам. Еще хуже вариант – не успел еще выйти, а маршрутка уже тронулась. На тему маршрутчиков можно говорить очень долго… Есть на них какая-нибудь управа? (Марина, по электронной почте)
– Не так давно, 20 марта, водитель маршрутного такси на улице Ленина напротив горбольницы наехал на женщину, которая пересекала проезжую часть по пешеходному переходу. Притом одна машина в левом ряду остановилась, а он продолжал движение, не реагируя на то, что меняется приоритет в движении. Запланировано внесение представления в бригаду. Этот человек понесет наказание по закону.
Да, претензий много. Работу мы проводим. Мы надеемся на адекватную реакцию водителей маршруток.
О профилактике
– А скажите, пожалуйста, какое отношение имеет Следственный комитет к ДТП? Какую профработу проводит СК? И еще, профилактическая работа дает какие-то результаты или это только для галочки? Как отслеживаются ее результаты? (Ирина, по электронной почте)
– Следственный комитет имеет к ДТП непосредственное отношение, поскольку занимается расследованием уголовных дел этой категории. В УК за причинение смерти по неосторожности либо телесных повреждений (тяжких, менее тяжких) предусматривается ответственность по ст. 317 УК РБ.
ДТП бывают разные. Бывает, страдает транспортное средство, а бывает, еще и люди. Вот когда страдают люди, тогда за дело берется Следственный комитет. А когда только ТС – тогда ГАИ.
Но ТС бывает и дорогое. Если его стоимость больше 1 000 базовых величин (15 тыс. долларов) и оно уничтожается, то за уничтожение либо повреждение имущества в особо крупном размере по неосторожности предусмотрена уголовная ответственность по ст. 219 УК РБ.
У нас такое дело сейчас есть. На перекрестке дорог, ведущих от Козловичей в сторону Минска и от Волчина к Бресту (район Речицы) столкнулся МАЗ, который ехал со второстепенной дороги, и «Скания», двигавшаяся по главной дороге. Эти машины перевернулись, упали на обочину, были сильно разбиты, особенно «Скания». Там ущерб составил порядка 770 млн рублей. Водителю предъявлено обвинение по ст. 219 УК РБ.
ГАИ как орган дознания тоже может возбудить уголовное дело, но затем все равно его передадут Следственному комитету.
Еще дело может быть возбуждено по заявлению лица, пострадавшего во время ДТП, если его телесные повреждения квалифицируются как менее тяжкие (ч. 1 ст. 317 УК РБ). И там несколько иной порядок. Пострадавшее лицо идет в суд и составляет соответствующее заявление. Суд запрашивает дело из ГАИ, рассматривает и принимает решение. Тогда Следственный комитет отношения к этому не имеет.
Результаты профилактической работы СК налицо. Работа отслеживается. По каждому делу следователь устанавливает причины и условия возникновения этого преступления и помимо того, что принимает решение по делу, он вносит еще представление, то есть документ профилактического характера. Этот документ направляется в организацию, которая обязана в течение месяца исправить ситуацию, послужившую причиной или условием ДТП. Если нет, то предусмотрена административная ответственность (штраф). Это очень действенная мера.
В Пружанах был случай. Средь бела дня за рулем служебного автомобиля водитель находился в состоянии опьянения. Он наехал на человека, который в результате умер. Мы внесли представление, и с этим водителем и его руководителями расторгли контракты.
Следователи проводят профилактическую разъяснительную работу на предприятиях в трудовых коллективах, чтобы обезопасить их от совершения преступления.
– Вы говорите о предупреждении ДТП и прочих мерах, которые применяются милицией. А как можно предупредить ДТП? (по телефону) источник
– Профилактика. Бигборды, где написано: «Не садитесь пьяным за руль!» В газеты информацию постоянно даем – протоколы, оглашения. Телевидение. Все, что касается СМИ, работы с общественностью, – это предупреждение. Плюс представления.
– Когда увеличилось количество бигбордов, уменьшилось количество ДТП? (по телефону)
– Конечно. В разы уменьшилось. Это имеет свой результат. Это действенная мера. С 2012 года по сегодняшний день мы видим 2-кратное уменьшение нарушений.
Об отдельных случаях
– Вопрос о ДТП, которое произошло на мосту, что ведет на Березовку, когда бус вытолкнул на встречку легковушку. Предъявлено ли обвинение водителю буса, который в принципе убил пассажира и покалечил водителя? Если да, то что ему грозит? (Любопытная, по электронной почте)
– Предварительное следствие по этому делу закончено. Дело передано прокурору для направления в суд. Водителю микроавтобуса «Опель Виваро» предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 317 УК РБ (Нарушение эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть человека). Установлено, что как такового контакта микроавтобуса и легкового автомобиля не было. Был маленький зазор, который всем показался похожим на удар. Но удара не было. Однако негативное влияние маневр буса, бесспорно, оказал. Мы очень благодарны тем водителям, которые ехали сзади. Видео с их видеорегистратора было изъято, проанализировано, потом проведены довольно сложные экспертизы, в том числе криминалистические экспертизы лакокрасочных изделий. Никаких следов контакта с легковушкой на микроавтобусе не было обнаружено. Но выехал на встречную полосу легковой автомобиль, по мнению следствия, по вине микроавтобуса. Если бы они столкнулись, тогда это было бы прямое действие, а так он создал условия для того, чтобы водитель легковушки оказался в аварийной ситуации и действовал, избегая столкновения с микроавтобусом. Если бы они столкнулись, все равно бы автомобиль оказался вытолкнутым на встречную полосу. Уникальное дело, очень сложное. На первый взгляд, оно простое, но когда в детали погружаешься и выслушиваешь каждую сторону, то получается не все так просто. Сторонники микроавтобуса говорят, например, что тот маневрировал, а водитель легкового автомобиля по ПДД должен был при возникновении препятствия снижать скорость, не меняя полосу движения. Аргумент? Аргумент! Сторонники легкового автомобиля говорят, что да, он должен был снижать скорость, но в этой ситуации, снижал бы он ту скорость экстренным торможением до нуля или не снижал, он все равно бы столкнулся с этим «Виваро» и был отрекошечен на встречную полосу.
Предварительное следствие по этому делу закончено и передано прокурору для направления в суд.
Санкция по статье, по которой было предъявлено обвинение, в случае если вина будет доказана в суде, предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Было внесено представление. Действенная мера для профилактики преступлений.
– В конце июня прошлого года на выезде из Бреста офицер милиции сбил насмерть женщину. В прессе было много шума по этому поводу, писали, что водитель был пьян, скрылся с места ДТП. Но на следующий день сдался сам, хотя оперативники нашли машину в день совершения аварии. Позже появилась информация, что виновника осудили на 2,5 года лишения свободы. Почему такой маленький срок? Он же, во-первых, был нетрезвый за рулем, а во-вторых, скрылся с места ДТП? (П_Оля, по электронной почте)
– Так решил суд. В решение суда мы вмешиваться не имеем никакого права. Может быть принесен протест прокурора на решение суда о мягкости наказания, но следствие на это права не имеет. То, что он был нетрезвый, это не доказано, потому что при освидетельствовании, когда его задержали на следующий день, он был трезв. То, что он скрылся, то, кроме ч. 2 ст. 317 УК РБ, ему было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 159 УК РБ (Оставление в опасности). По совокупности суд принял такое решение. Опять-таки есть смягчающие обстоятельства, есть отягчающие. Наличие на иждивении детей, чистосердечное раскаяние в совершении преступления, добровольное возмещение ущерба – это смягчающие обстоятельства. Отягчающих не было. Был открытый процесс, судили его в УВД Брестского облисполкома на глазах коллег. Это морально тяжело.
О дорогах
– В городе установлено множество всякого рода наружной рекламы. Существуют ли определенные требования к их установке? Не слишком ли много их в городе вдоль полос движения? Некоторые щиты так уже близко стоят возле дороги! А если ураган? Все ли они установлены с соблюдением правил? И не отвлекают ли они внимание водителей во время движения? (Противник рекламы, по электронной почте)
– Водитель не должен отвлекаться на внешние раздражители. Если эта реклама установлена таким образом, что закрывает дорожные знаки, то мы можем на это повлиять. Этим занимается специальная служба в ГАИ. Этот вопрос не пущен на самотек. Ну а если ураган… бывает… бывает, крыши падают, так что теперь дома не строить и в землянках жить? Всякое может быть.
– Вы, конечно же, видите, что в Бресте во многих местах дорожное покрытие, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Некоторые участки улиц – это сплошные выбоины. Причем даже в центре города. К примеру, улица Карла Маркса, бульвар Космонавтов на участке от Пушкинской до «Газоаппарата». Янки Купалы до сих пор до конца не отремонтировали. Что касается многих улиц на окраинах, то их улицами назвать трудно. А дворовые проезды – это вообще сплошная трагедия. Вы не считаете, что доведение уличной сети города до такого состояния – это преступление против безопасности движения? Следственный комитет на эту ситуацию имеет какое-то влияние? Если да, то в чем это выражается? А если не имеет, то почему созерцает ситуацию, не пытаясь что-то сделать? Вы ведь правоохранители. Ведь граждане, налогоплательщики, имеют право ездить по хорошим, ровным, добротно заасфальтированным улицам. За не вовремя перечисленные налоги их наказывают, а за не вовремя отремонтированные улицы никто ответственности не несет. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу сложившейся ситуации. (Сергей Петрович, по электронной почте)
– Следственный комитет это видит. Когда мы расследуем дело по факту аварии, мы устанавливаем влияние на возникновение ДТП нескольких факторов: автомобиль, водитель, дорога, среда. Технический – не произошла ли авария по причине неисправности машины. Водитель – правильно ли он действовал. Среда – никто ли его не вынудил действовать так или иначе. Допустим, все эти три фактора в порядке. По какой-то же причине произошла авария? Может быть, дорога была не соответствующе заасфальтирована, имелись ямы, которые были не обозначены. Если эти ямы явились причиной ДТП, то может быть возбуждено уголовное дело по ст. 319 УК РБ (Нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений).
Если авария произошла по вине водителя, но на дороге были ямы, неправильная разметка либо ее отсутствие, мы вносим представление тем, кто ответственен за содержание дороги.
О велосипедах
– Как вы и ваше ведомство относитесь к велосипедистам? Почему в городе не предпринимается никаких мер по созданию велодорожек (в отличие от всего мира)? Есть ли случаи задержания пьяных велосипедистов? Как наказывали? (Дмитрий, по электронной почте)
– Я сам велосипедист и автомобилист. За все ведомство не скажу, но за управление Следственного комитета по Брестской области могу: велосипеды у нас в почете. И с работы, и на работу некоторые сотрудники ездят на велосипедах. Не все, конечно, но начало есть, и пример подать есть кому.
Условия для велосипедов действительно не созданы. Бордюры высокие, например, въехать на них при наличии тротуара сложно. А велосипедист должен ехать по тротуару или по велодорожке, но пока велодорожки у нас только на Гребном канале. Согласно ПДД, движение на велосипеде должно осуществляться по велодорожке, а при отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая опасности для движения пешеходов. И только при отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним, допускается движение по проезжей части, в один ряд, не далее одного метра от ее правого края. То есть когда нет ни обочин, ни тротуаров. Но едут велосипедисты по проезжей части. Почему? Потому что условия для них не созданы, бордюры капитальные стоят. Получается, барьерная среда непреодолима не только для людей с ограниченными возможностями, но и у велосипедистов возникают трудности. Проехал квартал – слезай или прыгай. Он один-два раза съедет, а потом махнет рукой и поедет по проезжей части.
Поэтому одна из причин, почему люди не хотят садиться на велосипеды, – нет условий. Если будут условия создаваться, думаю, будут люди пересаживаться на велосипеды.
Почему в городе не предпринимается никаких мер по созданию велодорожек (в отличие от всего мира)? – Наверное, что-то поважнее есть.
Что касается пьяных, обычно они сами попадают под колеса. Пьяный велосипедист едет неадекватно, по проезжей части, зачастую не обозначен активными или пассивными источниками света, то есть фонариками, излучающими свет, а не отражающими. По правилам (п. 149 ПДД), при движении по дороге в темное время суток или при недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены спереди фонарь, фара, излучающая белый свет, а сзади – красный фонарь, опять-таки излучающий свет. Катафоты – это так, 50 на 50. Если катафот установлен криво, то эффекта отражения нет. Луч света должен попасть на катафот, отразиться под определенным углом, и только тогда водитель воспримет информацию о наличии впереди препятствия.
Лучше дело обстоит с фликерами. Как фликер не поверни, он будет отражать. Но если фликер повесить на груди, а машина будет ехать сзади, то эффекта от фликера, естественно, никакого.
Не играйте в игры со своим здоровьем. Я не припомню таких случаев, когда велосипедист, будучи обозначенным активным источником света, фарой, фонариком, излучающим свет, попадал в ДТП.
– При повторном нахождении пьяным на велосипеде, велосипед отбирают? ( «БГ»)
– Велосипед – это транспортное средство. В ПДД написано (п. 10.1), что управлять транспортным средством, коим является велосипед, в состоянии алкогольного опьянения запрещено. Ответственность велосипедистов предусмотрена ст. 18.23 КоАП РБ.
– Имеют ли право сотрудники ГАИ останавливать велосипедиста, если он едет по проезжей части в светлое время суток, но при этом имеется тротуар? (по телефону)
– Да, это нарушение. Велосипедист должен ехать по тротуару, по обочине, по велосипедной дорожке. Когда этих элементов дороги нет, тогда ему разрешено двигаться по проезжей части не далее одного метра от правого края дороги. Это безопаснее для самого велосипедиста.
О вождении в состоянии опьянения и конфискации автомобилей
– Сколько в этом году задержано пьяных водителей, сколько прошло судов, сколько конфисковано автомобилей в области и в Бресте в частности? (Катерина, по электронной почте)
– Этот вопрос больше в компетенции ГАИ. Я могу лишь сказать, сколько уголовных дел было направлено в суд. В этом году мы направили 2 дела по ч. 4 ст. 317 УК РБ. В Бресте, когда на территории предприятия водитель двигался задним ходом и наехал на коллегу. 5 лет лишения свободы ему дали. И второе дело мы передали сейчас прокурору для направления в суд. Водитель, будучи в состоянии алкогольного опьянения, наехал на двух двигавшихся пешеходов, которые тоже были пьяны. Это было в Ивановском районе. Пешеходы шли по проезжей части. Водитель ехал по встречной полосе. Одна женщина тогда получила тяжкие телесные повреждения, другая погибла. Водитель арестован и ждет суда, находясь в СИЗО.
Еще 2 дела находятся у нас сейчас. Один из водителей в СИЗО. Он совершил ДТП в Кобринском районе. Жители Березы, употребив спиртное, ехали в Кобрин. Водитель заснул во время движения и наехал на ограждение путепровода. Пассажир погиб на месте.
Все автомобили задержаны, и на них наложен арест. Суд по своему усмотрению примет решение, что делать с этими транспортными средствами. В обязательном порядке, если водитель управляет транспортным средством в состоянии опьянения и в отношении него возбуждено уголовное дело за совершение ДТП, рассматривается вопрос о заключении его под стражу.
– Объясните, почему конфискуют машину, на которой вторично попадается «бесправник», даже если машина ему не принадлежит? Ведь супруга или родители, если авто зарегистрировано на них, не виноваты. ( Vladislav, по электронной почте)
– Машина конфискуется не за то, что вторично попадается «бесправник», а за то, что второй раз попадается водитель в состоянии алкогольного опьянения. В соответствие с ч. 6 ст. 61 УК РБ следует, что независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 317 со значком 1 УК РБ, за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц. То есть если машину угнали, то она конфискована не будет.
Если есть сомнения в добросовестности, порядочности человека, не давайте машину. Это источник повышенной опасности. Если человек ненадежный, если он склонен к злоупотреблению алкогольными напитками, не стоит этого делать. Владелец отвечает за машину, как за своего ребенка. Ведь пьяный водитель может нанести травмы кому-то или причинить смерть. Это надо понимать. Поэтому роль владельца транспортного средства повышается, он должен более ответственно подходить к тому, кому он доверяет машину.
– На каких основаниях работник ГАИ может провести осмотр или направить водителя на осмотр, чтобы определить, находится ли он в состоянии опьянения? И законно ли производить съемку работника ГАИ при исполнении? (Мария, по электронной почте)
– На основании ст. 10.14 ПИКоАП РБ (Освидетельствование): «Для обнаружения на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведение экспертизы, может быть проведено освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс».
Если сотрудник ГАИ останавливает транспортное средство и выявляет у водителя признаки опьянения (характерный запах изо рта, неадекватное поведение, неточность движений или неточность в управлении) или если возникает сомнение, трезв ли водитель, для установления состояния его направляют на освидетельствование. Потому что водитель может выпить глоток пива, и от него будет исходить характерный запах. Но глоток пива – это не значит, что он пьян. Факт употребления алкоголя не означает наличия состояния алкогольного опьянения.
Запретов на съемку нет, но об этом нужно уведомить.
– Помню историю о том, как молодой человек попался второй раз за пьяное вождение на «Ауди А4» своей подруги, которая сидела рядом. Первый раз они, по-моему, машину со штрафстоянки угнали. Вот мне интересно, неужели отберут машину все-таки у этой девушки? По закону так и должно быть. (Мама-анархия, по электронной почте)
– Да, конечно. В таких случаях возбуждается уголовное дело по статье 317 со значком 1 УК РБ. Проводится предварительное следствие, и дело направляется в суд.
-Скажите, а какое наказание ждет тех, кого лишили прав, конфисковали машину за пьяную езду, а он все равно попался на пьяной езде, к примеру? (Трезвый водитель, по электронной почте)
– За первый раз его ждет штраф и лишение прав. За второй – может лишиться свободы до двух лет. За третий его судят по ч. 2 ст. 317 со значком 1. Там санкция больше – от 1 до 3 лет лишения свободы.
Есть еще ст. 417 УК РБ (Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью): уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью наказывается штрафом или арестом на срок до 6 месяцев.
Ирина ШАТИЛО.
Брестская Газета от 26.04.2014