ЧТО “СВЕТИТ” ТЕМ, КОГО НЕ ВИДНО В ТЕМНОТЕ? ЖУРНАЛИСТЫ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ПОБЫВАЛИ В РЕЙДЕ С СОТРУДНИКАМИ ОГАИ
Для чего нужны светоотражающие элементы? Как показывает статистика, одним из наиболее основных видов ДТП является наезд на пешехода. Чтобы обезопасить свою жизнь, необходимо иметь при себе фликер, а лучше не один, именно благодаря ему водителю будет проще увидеть человека в темноте. Как соблюдают Правила дорожного движения жители района, насколько часто можно увидеть человека без фликера на тёмной дороге, журналисты выясняли с сотрудниками ГАИ.
Определяем конкретный маршрут по населённым пунктам, где меньше тротуаров и люди ходят по проезжей части.
Вечер. Начинает темнеть, и мы направляемся в сторону Селявщины.
– По правилам пешеходы, которые идут в темноте по краю проезжей части, должны обозначать себя световозвращающими элементами. В городском посёлке потенциальных нарушителей немного, так как почти везде есть тротуары, установлены фонари. А вот в частном секторе или на выездах из райцентра, где пешеходных дорожек нет, люди это правило зачастую игнорируют, – объясняет инспектор ГАИ Россонского РОВД Максим Штукин.
Проезжаем Альбрехтово и встречаем первого нарушителя, хотя и не по «нашей части». Мужчина, увидев автомобиль, перебегает улицу и «голосует». Представляю, когда мы подъехали ближе, и он разглядел в нашем авто спецмашину, как его желание подъехать исчезло. Тем более что нарушение было очевидным: в десяти метрах находится пешеходный переход, но мужчина решил «перескочить» улицу, не доходя до него. Проверяем наличие световозвращающего элемента, делаем предупреждение (сегодня миссия рейда – не наказать!) и отправляемся дальше. Пока мы в пути, у нас есть возможность общаться с инспектором.
– Во время движения в тёмное время суток я рекомендую всем носить световозвращающие элементы, по какой дороге ни передвигались бы. Насколько вы оцениваете свою безопасность, настолько и позаботьтесь о ней. Особое внимание следует обратить на место расположения световозвращающего элемента и его видимость для остальных участников движения. Если он закреплён на сумке, а она повёрнута назад, то будет ли толк от таких действий? Вполне достаточно одного фликера, но желательно, чтобы он был закреплён сбоку, например, на рукаве в виде браслета, так, чтобы при движении человек “сверкал” со всех сторон. То есть фликер должен быть расположен в том месте, где он будет виден для водителей и других участников движения, – говорит Максим Александрович.
В Селявщине сегодня на улицах немноголюдно. К счастью, все пешеходы законопослушны: передвигаются сугубо по обочине и имеют при себе световозвращатель.
Направляемся в Янковичи и объезжаем каждую улочку в деревне – никого. Дальше – Соколище, где огромное количество транспорта движется нам навстречу. Вот здесь реально понимаешь, что в такую темноту отсутствие у пешеходов или велосипедистов световозвращающих элементов сродни самоубийству.
Встречаем велосипедистку. Максим Александрович проверяет наличие световозвращателей (катафотов) на велосипеде, зеркала. Придраться почти не к чему: женщина обмундирована «по полной», как и её «железный» конь, отсутствует только фонарь белого цвета спереди.
– Очень часто приходится ездить на велосипеде по неосвещённым участкам улицы, и поэтому на этих промежутках дороги всегда обозначаю себя. Обязательно приобрету и фонарь. Понимаю, что водителю, передвигающемуся со скоростью, в тёмное время суток с трудом удаётся разглядеть необозначенного пешехода и тем более вовремя затормозить, – говорит женщина.
– Вообще, в районе складывается неплохая обстановка на дорогах,– отмечает инспектор. – Возможно, постоянная разъяснительная работа делает своё дело. Люди становятся более законопослушными и, самое главное, дорожат своей жизнью. Конечно, ещё не всё так гладко, и больше всего нарушителей мы задерживаем в частном секторе или деревнях, где тротуаров и обочин почти нет. Например, вышел хозяин дома поздно вечером за водой к колодцу напротив. Про светящуюся полоску забыл, а тут – патруль. Многие пешеходы знают, что в тёмное время суток, находясь на дороге, нужно использовать светоотражатель, но часто игнорируют Правила, так как считают, что пользы от этого никакой, или рассуждают, мол, я только на минуту вышел из дома,– говорит инспектор.
Едем дальше – в Головчицы. По обочине идут два человека с одним фликером на двоих. Останавливаемся, чтобы провести профилактическую беседу, а они– – в разные стороны. Возможно, не будь меня в рейде, всё было бы иначе, но сегодня мы их простили.
… Заборье. Навстречу движется пешеход, абсолютно не обозначивший себя.
– Силуэт его едва заметен, значит, он – потенциальная жертва ДТП, – поясняет Максим Штукин. В своё оправдание мужчина говорит, что на минуту вышел к соседу, который живёт через дорогу, а фликер забыл дома. Но о том, что его нужно носить с собой, он знает, и дома их у него накопилось очень много. Хочется этому верить. Максим Александрович предупреждает, что в тёмное время суток наличие светоотражающих элементов просто необходимо, не стоит забывать и о соблюдении Правил дорожного движения. Если пешеходного перехода нет, то пересекать улицу нужно по кратчайшей траектории. Будем надеяться, что мужчина всё услышал и сделает правильный вывод.
Следующий населённый пункт – Клястицы. Казалось бы, место должно быть оживлённым, но сегодня агрогородок «спит» и никого на улицах нет…На перекрёстке за Клястицами мужчина ждёт машину, хочет уехать автостопом. Видим, что человек «укомплектован» – фликер на рукаве, на рюкзаке. Вот это правильно, думаю, хоть и не завидую ночному попутчику кому-то.
В Россонах в этот вечер также не очень многолюдно. На одной из улиц обгоняем велосипедиста. Останавливаем его и проверяем, всё ли имеется для эксплуатации данного средства передвижения в ночное время. Есть всё и даже больше – на женщине надета специальный светоотражающий жилет, что не обязательно, но всё же рекомендовано. Приятно, когда люди уважают себя и других участников дорожного движения. Желаем женщине доброго пути и едем дальше. Снова прохожие, к сожалению, световозвращательных элементов у них нет. Проводим беседу и просим в дальнейшем быть более предусмотрительными.
У меня есть минутка для общения с инспектором.
– Одно дело – иметь фликер, другое – быть видимым, – говорит он. – Быть «светящимся» нужно вовсе не для красоты или во избежание штрафа, а в первую очередь для собственной безопасности. И набивший всем оскомину призыв покупать и носить фликеры, как правило, работает в повседневной жизни: водитель издалека видит “светящегося” человека, и у него есть время на раздумье и, что самое главное, принятие решения. Проверено, что водитель заметит пешехода с световозвращателем со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом без него. В свете ближних и дальних фар это расстояние увеличивается с 25 до 250-450 метров. Нужно ли говорить, что при таком раскладе водитель наверняка успеет вовремя среагировать и затормозить, нежели заметит пешехода в самый последний момент, а значит, с большой долей вероятности совершит на него наезд.
На протяжении всего рейда не раз ловила себя на мысли, что сегодня встречаешь больше пешеходов, которые стараются перейти дорогу в положенном месте, но порой несерьёзно относятся к недорогим, но эффективным средствам безопасности. Правоохранители говорят, что встретить пожилого человека на дороге с фликером на руке теперь далеко не редкость, а неунывающая молодёжь на велосипедах со светоотражающими аксессуарами и фонарями сегодня в тренде. В то, чтобы стать заметнее на дороге, люди вкладывают больший смысл, нежели в то, чтобы рассчитывать только на банальное везение или надеяться на «шестое чувство» водителя, который, кстати, со стопроцентной гарантией увидит только обозначенного в темноте пешехода.
“ГОЛАС РАСОНШЧЫНЫ” от 22.09.2017
