Ветер в фары!

By , 15/09/2014 15:46
Как обезопасить велосипед от ДТП?

С начала месяца на дорогах области погибли 5 человек, более 20 получили ранения. В двух случаях жертвами аварий становились велосипедисты. Как же обезопасить эту категорию участников движения?

В сводках читаем: «совершил наезд на велосипедиста, двигавшегося в попутном направлении», «велосипед не был оснащен световозвращателями». Оба случая, произошедшие 9 и 10 августа в Кобринском и Лунинецком районах соответственно, объединены поздним временем суток. Просто констатировать факты уже невозможно – так и напрашивается попытка сделать «оргвыводы». Корреспондент «Вечерки» задумался над вопросом: как обезопасить велосипед в случае столкновения с автомобилем? Оставим полуфантастические варианты вроде «подушек безопасности» и посмотрим, что сегодня предлагается на рынке.

Пункт первый. Хорошее освещение

Да-да, говорено, и не раз, что велосипед должен быть оснащен различными катафотами. Хотя бы. С завода каждый велосипед выходит укомплектованным: белый световозвращатель спереди, красный – сзади, по одному оранжевому на каждом колесе. Да только многие ли из велосипедистов следят за этими штуками? А зря: колесные отваливаются после серии кочек, задний красный быстро замазывается грязью, а передний… Да кого он выручит при попутном ДТП?

Обозначить велосипед в темное время суток можно только с помощью фар. На батарейках, на аккумуляторах – рынок здесь довольно широк. В свое время я прикупил себе дорожный «Евробайк» и первым делом поставил на него два мощных «прожектора» спереди, одну красную фару с семью режимами сзади, а затем докупил еще одну красную, но уже с поворотниками и стоппером. По ценам 2007 года нехитрые усовершенствования обошлись в 75 тысяч рублей, а батарейки в задних фонарях работают, на удивление, до сих пор.

Современные магазины предложат как дешевые варианты фар, так и вполне себе «автомобильные», с дальностью освещения вплоть до километра (на дальнем свете). А современные задние фонари по яркости ничуть не уступают «противотуманкам». Да, удовольствие не из дешевых, но жизнь ведь всегда дороже.

Разумеется, обозначить себя можно и с помощью специальных жилетов или световозвращающей одежды. Дешево и сердито, но эффективно. В качестве приятной опции сойдут и различные наклейки на байк, а также различные мигающие насадки на колеса. Если уж делать, так стильно и заметно.

Пункт второй. Правильная экипировка

Хорошая освещенность велосипеда еще не гарантирует полной безопасности. Где-то играет роль неосмотрительность водителя или самого велосипедиста, где-то имеет место нарушение ПДД. Был у автора этих строк и печальный опыт столкновения с машиной в тихом и неприметном дворе нашего города. Скорость была небольшой, потому больше всего пострадали самолюбие и двухколесный друг. Однако опыт позволяет проанализировать последствия возможного падения при фронтальном и боковом ударе. Как правило, велосипедист в силу высокой посадки не оказывается под колесами авто (если только его не сбивает грузовик или машина не наезжает по инерции), а либо летит через капот и крышу, либо отлетает от машины. В городских условиях множественные переломы практически гарантированы. Но в данном случае гораздо важнее защитить самое ценное – голову. Да, в следующем предложении я напомню о необходимости надевать шлем. При нынешних технологиях качественная «каска» в 99 % процентах случаев убережет вашу голову от травм. Для защиты тела, рук и ног рекомендуется приобрести специальные комплекты одежды. Компоненты и ткани, из которых сегодня делается тончайшая экипировка, позволят избежать «асфальтовой болезни» в случае бокового удара. А пассивная защита рук в виде перчаток позволит сохранить пальцы. Избежать переломов, скажем, ребер пока довольно проблематично, ведь специальных комбинезонов для этого еще не придумали.

Пункт третий. Техническое оснащение

Избежать попутного ДТП может не только автомобилист, вовремя заметивший велосипед. Обезопасить себя может и сам велосипедист, если раскошелится на такую простую вещь, как зеркало заднего вида. Ученые из Норвегии в свое время всерьез озаботились проблемой велотравматизма и заметили неприятную тенденцию: в большинстве ДТП смертельные травмы своему «наезднику» причиняет именно двухколесный друг. Модные низкие рули-«барашки» заставляют велосипедиста сидеть ниже и получать удар сильнее, а также ухудшают обзорность. «Наездник» не видит полной обстановки на дороге, а водители не замечают его за другими машинами или на перекрестках. 75 % ДТП случаются именно там или на пересечении дороги с велодорожкой либо переходом. Колесные спицы также становятся угрозой после «складывания» колеса в аварии – именно поэтому норвежцы советуют применять для спиц защиту, а русские умельцы модернизировали колеса слоями поролона. Рекомендуется также держать на велосипеде двойную независимую систему тормозов.

Пункт четвертый. Дорожный этикет

Этот же пункт можно обозначить как «элементарное соблюдение ПДД». Многие следуют «советам знатоков» и катаются навстречу транспортному потоку. Но поверьте, с соблюдением трех вышеописанных пунктов двигаться вместе с потоком во сто крат безопаснее, чем против него. По возможности вообще стоит избегать движения по проезжей части, тем более в Бресте такая необходимость становится всё менее насущной. Ну а если сознательно идете на нарушение, тогда и смысла кивать на водителя нет – у него свои обстоятельства. Возлагать всю вину на автомобилистов было бы не совсем правильно. Удачи на дорогах!

Дмитрий Шиферштейн

“Вечерний Брест” от 15.08.2014