Обратная сторона педали.

By , 30/03/2011 14:52

С начала весны на дорогах Беларуси погибли четверо велосипедистов.

 

На интернет-форумах все еще обсуждается недавнее происшествие на Минской кольцевой автодороге, где автомобиль БМВ врезался в колонну велосипедистов. До сих пор трудно сказать наверняка, кто больше виноват в случившемся: зазевавшийся водитель или сами спортсмены, которые ехали по крайней правой полосе, а не по обочине, как того требуют правила дорожного движения.

 

К счастью, серьезно никто не пострадал, но происшествие повлекло дискуссии, решается вопрос об изменении правил нахождения велосипедистов на скоростных дорогах. Благодаря сюжетам по телевидению и информации в Интернете множество людей по-новому взглянули на эту категорию участников дорожного движения.

 

Сейчас, с приходом весны, любителей двухколесного транспорта на дорогах становится все больше. Увеличивается и число происшествий с их участием. С начала марта погибло уже четыре велосипедиста. Один из последних случаев: возле деревни Киевичи Копыльского района при встречном разъезде водитель «опеля» наехал на велосипедиста, крутившего педали в попутном направлении. Последний скончался на месте происшествия.

 

По данным ГАИ, за весь прошлый год в Беларуси зафиксировано 450 ДТП с участием велосипедистов. В них 115 человек погибли и 360 ранены. Примерно в половине всех случаев (235 происшествий) виноваты сами велосипедисты: ехали по проезжей части вместо обочины, не обозначили себя фликерами либо просто находились в нетрезвом состоянии.

 

Самым опасным сезоном для велосипедистов считается осень. В октябре прошлого года, например, было совершено 58 наездов, в ноябре – 57. Столько же зафиксировано и в июле. Зимой таких случаев немного – по 10—12 в месяц, зато с приходом весны число происшествий возрастает в два раза. Самыми же аварийными днями, по подсчетам ГАИ, для велосипедистов стали суббота и пятница (соответственно 87 ДТП и 78 ДТП за прошлый год). Примечательно, что в светлое время суток велосипедисты чаще попадают в ДТП, чем ночью (289 случаев против 123). В то же время с наступлением темноты возрастает и тяжесть последствий столкновений.

 

– Правила безопасного поведения для велосипедистов предельно просты. Главное, по возможности, как можно реже появляться на проезжей части. Если есть обочина, тротуар, пешеходная дорожка, то двигаться надо только по ним, – объясняет старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык. – Если же этих элементов дороги нет, то допускается движение по проезжей части не далее одного метра от ее правого края.

 

Не менее важна техническая часть. Самое время проверить, исправны ли у велосипеда тормоза, рулевое управление, работает ли звонок. На своих местах должны быть и световозвращатели: спереди белого цвета, сзади красного, а по бокам оранжевого. В ПДД также сказано, что при движении ночью спереди на велосипеде должна гореть белая фара, а сзади – красный фонарь. Конечно, пока в наших деревнях такое увидишь нечасто. Бывает, к раме проволокой прикручивают обычный фонарик. Но и это хорошо – больше шансов быть замеченным.

 

Не так давно в Правила дорожного движения собирались внести пункт, по которому велосипедисты обязаны были бы надевать световозвращающие жилеты. Поправка согласование не прошла, и использование жилетов осталось на усмотрение самих велосипедистов. Однако ГАИ обращает внимание: так называемые катафоты выручают не всегда. Они могут быть отогнуты в сторону, заляпаны грязью, что сводит к минимуму шансы водителя вовремя увидеть велосипедиста в темное время суток. В то же время жилет прекрасно виден со всех сторон и с расстояния 400 метров. Лучшую защиту для велосипедиста трудно даже представить.

Николай Градюшко.

“Р” от 25.03.11.