Бизнес-история белорусских фликеров

By , 31/08/2009 18:19

Каждый год на дорогах гибнет больше людей, чем во всех локальных конфликтах, вместе взятых. А использование световозвражающего элемента – уже хорошо знакомого всем белорусам фликера – снижает вероятность наезда на пешехода в темное время суток в 6-8 раз.

Biznes-istorijaТо есть при минимальной цене вопроса решается важнейшая проблема безопасности. Не случайно в последнем издании Правил дорожного движения появилось требование к пешеходам обозначать себя светоотражающими элементами при движении по обочинам дорог в темное время суток.

Но фликеры в нашей стране – это еще и определенный бизнес. В Беларуси выпуском световозвращающих элементов занимается несколько предприятий, из которых можно выделить два наиболее крупных – это гомельское ОАО «Лента» и минское ООО «БелПромЭнергия». У каждого из них своя специализация: «Лента» производит, соответственно, световозвращающие ленты, нашиваемые на одежду, а «БелПромЭнергия» – компактные носимые фликеры для пешеходов.

Вот что рассказывает Владимир Парфенов – директор компании «БелПромЭнергия»:

– Давайте оценим рынок фликеров. В Беларуси – 8 миллионов активных людей, то есть взрослых и подростков. Ну, возьмем половину из них – это 4 млн. Пусть пропаганда фликеров затронет половину из них – уже 2 миллиона. Разделим это количество на 12 месяцев – получаем в среднем спрос на фликеры 166 тыс. штук в месяц. Хотя у нас были месяцы, когда мы и по 300 тыс. продавали.

Стоимость обычного фликера (который вешается на одежду) в киосках «Союзпечати» составляет от 3550 до 4170. Цвета – красный, синий, оранжевый. Это все китайские и российские фликеры. Оптовая цена фликера белорусского производства – 1600 рублей. Магазин добавляет 30% наценки – получается 2080 рублей.

Но вот что важно. Фликеры белорусского производства – то есть прошедшие сертификацию – только лимонно-желтого либо белого цвета. Иметь другой цвет фликер не может – таковы нормы белорусского Госстандарта (кстати, аналогичные европейским). Все многоцветие российских и китайских светоотражателей говорит только об одном: гарантировать их эффективность никто не возьмется. А стоят они дороже.

Но и это еще не все. В Беларуси фликеры производятся только из высокотехнологичного световозвращающего материала американской компании 3М.

Наша справка:

Компания 3М была основана в 1902 году в США в штате Миннесота. До 2002 года носила название Minnesota Mining and Manufacturing Company. В 1925 году корпорация изобрела и начала производить первую клейкую ленту, или бумажный скотч. Сегодня Scotch – самая известная торговая марка «3М». В 1947 году компания создала первую магнитную ленту для звукозаписи, а в 1968 году – первый цветной копировальный аппарат. Используемые офисными работниками всего мира стикеры Post-it также были изобретены «3M» в 1980 году. Сегодня на предприятиях компании в 60 странах мира производится более 50 тыс. наименований товаров для медицины и различных отраслей промышленности, в том числе автомобильной, нефтегазовой, горнодобывающей и др. (абразивные, клеющие материалы и др.).

Световозвращающие материалы 3М – уникальные в своем роде (это не реклама, это сущая правда), они имеют особую микропризматическую структуру, обеспечивающую высокие показатели по отражению светового потока. А вот китайские и российские производители, как правило, выпускают фликеры из намного более дешевых материалов с неопределенными показателями световозвращения. Нередко это просто куски разноцветной пластмассы, вообще бесполезные в темное время суток, либо «левые» световозвращающие материалы, которые и близко не соответствуют требованиям европейских стандартов (а белорусские стандарты, напомню, идентичны европейским).

Белорусские предприниматели впервые заинтересовались световозвращающими элементами еще в 2002 году. Правда, тогда были более актуальны световозвращающие элементы для транспорта – это те самые желтые полоски, которые сегодня можно увидеть на любом грузовике. Продавать индивидуальные фликеры в Беларуси, пропагандировать их как дешевый и эффективный способ повышения безопасности пешеходов, компания «БелПромЭнергия» начала в 2002-2003 годах. Вначале только торговали завезенной из-за рубежа продукцией. Предприниматели быстро получили поддержку со стороны ГАИ – милицейские специалисты сделали на фликеры вполне оправданную ставку, и уже через несколько лет Беларусь стала единственной в СНГ страной, где было зафиксировано падение смертности на дорогах.

Затем, несколько лет спустя, заработанные деньги инвестировали в собственное производство и заключили контракт с 3М – начали эксклюзивно завозить в Беларусь световозвращающие материалы американского производства и делать на их основе уже собственные фликеры.

В производство были инвестированы деньги, заработанные на торговле фликерами – на сегодняшний день это порядка миллиона долларов. Правда, сейчас данный проект не просто не приносит прибылей – производство убыточно. Причин тому несколько. Во-первых, социальная направленность всего проекта. Множество фликеров бесплатно раздается в школах и на различных мероприятиях, передается в ГАИ. Вторая причина убыточности – недобросовестная конкуренция со стороны китайских и российских производителей. Повторюсь: их продукция не соответствует ни европейским, ни белорусским стандартам, но именно ею завалены прилавки киосков и магазинов. А покупатели, естественно, не вникают в такие подробности, как реальная эффективность фликера, наличие сертификата и т.д. Ну и, наконец, белорусские светоотражатели в продаже дешевле, хотя собственное производство – дорогое удовольствие. Китайцы и россияне штампуют свои фликеры такими тиражами и из таких материалов, что себестоимость их едва ли не стремится к нулю. В условиях Беларуси столь массовое производство невозможно – масштабы страны не те, да и высококлассный материал 3М стоит недешево. Вот и выходит, что производство по-настоящему высококачественных собственных фликеров убыточно, а обильная социальная реклама играет только на руку поставщикам контрафакта с Востока.

Тем не менее, ситуация начинает меняться. И не только простые обыватели начинают понимать, что «фликер фликеру рознь». Удивительно, но белорусской продукцией уже заинтересовалось российское ГИБДД – там увидели все преимущества светоотражателей, произведенных по европейским стандартам, но по меньшей, чем в Европе, цене. Проявляют интерес и другие соседи Беларуси.

Виктор Демидов.

yousmi.by от 16.07 2009